45 московских театров открылись для всех
Также, к 30-летию фестиваля-конкурса, 45 московских театров проводят день открытых дверей. Зрители могут посетить репетиции и экскурсии. В числе участников акции и Московский художественный театр имени Чехова. Там побывала Анна Шустер.
Потереть на удачу носы Станиславскому и Немировичу-Данченко, заглянуть в грим-уборные артистов и увидеть машинерию сцены – всё это смогли те, кто записался на экскурсию Московского художественного театра, приуроченную к юбилею "Золотой маски". Самый волнующий момент, когда гости театра оказываются за кулисами. "За кулисами большая сцена, а когда сам спектакль смотришь, то она маленькая", – говорит участник экскурсии Илья Кротов.
Дети больше всего интересуются декорациями, взрослые – старинными фотографиями. Гостям рассказывают, с чего начинался театр, почему первоначально он назывался "Художественно- общедоступный" и какие новые правила в нём ввели, чтобы никто и ничто не отвлекало актёров от работы. "Когда появился МХТ, нельзя было входить после 3-го звонка. То, что сейчас кажется обычным, тогда было новшество революционное: отменяли выходы на поклон во время спектакля, во время сцены, чтобы не прерывать действие, которое должно было воздействовать на зрителей целиком. Нельзя было посередине монолога вдруг или окончания встать и начинать кланяться. А до этого было можно", – рассказывает директор музея МХАТ Софья Грачёва.
"Мы протестовали, — писал Константин Сергеевич, — и против старой манеры игры… и против ложного пафоса декламации, и против актёрского наигрыша". Станиславский был в театре главным режиссёром, Немирович-Данченко – директором-распорядителем. В его кабинете сохранилось множество фотографий с автографами работников театра – от бутафоров до актёров. Вот, например, подпись Ольги Гзовской. Над ней слова: "За большую радость, за то, ради чего я на сцене... за Лауру дорогому Владимиру Ивановичу". Рядом – общая фотография труппы. "Сам Немирович-Данченко в театре у нас не играл. Он был именно режиссёром, в отличие от Станиславского, который совмещал. Но для этого для этой фотографии он оделся сам в костюм спектакля "На дне", и как главный режиссёр этого спектакля, он с труппой задействованных в этом спектакле актёров в фотосессии поучаствовал", – делится заведующая отделом архивных фондов и книжных коллекций музея МХАТ Ольга Агушина.
Ещё одна точка экскурсии – грим-уборная Станиславского. Здесь висит его костюм для роли старика Крутицкого из спектакля "На всякого мудреца довольно простоты". Лежат баночка грима, щётки и кисти для приклеивания париков и накладной нос для создания образа мнимого больного Аргана из комедии Мольера. А в этой кукле Сальери узнаваемо лицо Олега Табакова. С 1983 года на протяжении нескольких десятилетий он играл эту роль в постановке "Амадей". Рядом гримёрный стол Олега Павловича. На нём бюст Станиславского и фотография Чарли Чаплина с надписью: "Я верю, что могущество смеха и слёз сможет стать противоядием от ненависти и страха".