Свердловская магистраль восстановила паровоз серии Эм-726
Словно и не 21 век на дворе, а конец 1940 годов. Локомотивная бригада в новеньких кителях и фуражках Министерства путей сообщения СССР готовит паровоз в дорогу. Помощник машиниста простукивает колёсные пары и вручную проверяет крепления и механизмы. А в это время кочегар доводит котёл до температуры 1600 градусов. Для этого требуется лопата, уголь и много ручного труда.
Звучит гудок и паровоз серии Эм-726-14 отправляется в путь. И это при том, что построен он в 1933 году. До Великой Отечественной войны курсировал по железным дорогам Украинской ССР. Затем попал в руки фашистов, которые перегнали его в Польшу. Но Красная армия вернула его на Родину, где в составе паровозной колонны особого резерва водил эшелоны по прифронтовым магистралям. Машинисты ласково прозвали его "Эшкой" или "Эшаком" — за выносливость.
После окончания войны этот локомотив трудился на Пермской, а ныне Свердловской железной дороге. Но постепенно одряхлел и был отправлен на заслуженный отдых в качестве экспоната на музейной площадке станции "Екатеринбург-Сортировочный". Но год назад ему решили дать "вторую молодость", отправив на капитальный ремонт. На заводе в Санкт-Петербурге его буквально перебрали "по болтику", заменив все основные узлы и агрегаты. И вот теперь вновь доставили на Урал, где он прошёл плановое техническое обслуживание и подготовку к эксплуатации. Этот паровоз вполне можно назвать настоящим трудягой.
Несмотря на то что это маневровый локомотив, а не дальнемагистральный, со своей работой он справляется отлично. 900 лошадиных сил, полный привод на все колеса. Такой агрегат может тянуть за собой 1200 тонн полезного груза, это примерно 15 вагонов. И если понадобится, доставить их на расстояние до 100 километров. Но тяжелый труд, даже такому красавцу всё же противопоказан. Планируется, что он будет водить туристический ретропоезд "Уральский экспресс" на участке "Шувакиш — Верхняя Пышма. Музей", а также участвовать в исторических реконструкциях или киносъёмках. Главное — вовремя загружать в него уголь.
А вот один из ретро-эпизодов жизни локомотивной бригады. На лопату отправляются яйца, сало, лук и помидоры, а затем все это ненадолго помещается в топку. Именно так когда-то машинист и кочегар готовили себе омлет буквально на ходу. И реконструкция паровоза позволила вернуть к жизни еще и эту почти забытую историю железных дорог.