Завершился второй сезон проекта "Musica sacra nova"

28 июня 2024 09:45
В программе финального концерта – произведения, написанные в XX веке. В них отразились духовные поиски композиторов, с творчеством которых связано обновление музыкального языка.

Завершился второй сезон проекта Musica sacra nova. В программе финального концерта – произведения, написанные в XX веке. В них отразились духовные поиски композиторов, с творчеством которых связано обновление музыкального языка. Два сочинения прозвучали впервые. Из Зала Чайковского – Лидия Алешина.

Проект "Musica Sacra Nova" в переводе с латыни – Новая священная музыка авторы определяют как концертно – исследовательский. В этом сезоне выбранная тема: переходный период "От модерна к первому авангарду". Творчество композиторов ХХ века, которые, экспериментируя, занимались поиском новых форм и средств выражения. Особое внимание в этом проекте произведениям, созданным в эмиграции . "Мы смотрим на них через оптику с позиции нового религиозного искусства. Это очень интересная точка зрения, которая позволяет доставать из небытия очень много музыки", – говорит исполнительный директор Фонда Николая Каретникова Антон Каретников.

В программе от сочинений Николая Обухова и Александра Скрябина до Артура Лурье и Игоря Стравинского. Пролог к "Книге жизни" для солистов двух фортепиано и оркестра. Сочинение, редко исполняемое. Впервые прозвучало в Парижской опере в 1926 году. На премьере был скандал. Большинство слушателей испытали состояние шока, и лишь Прокофьев и Равель громко аплодировали. Целиком "Книга жизни" так и не прозвучала . По замыслу Николая Обухова, его Литургию нужно исполнять 24 часа во время ночной Пасхальной службы. Для записи нотного текста он использовал особые символические знаки, обозначаемые Георгиевскими и Андреевскими Крестами. "Когда открываешь ноты такого сочинения, там в начале ничего не понятно. Ощущение, что не ясно что-то будет. В процессе репетиций я начал как-то больше проникаться, понимать какие- то детали", – делится пианист Юрий Фаворин.

Духовный концерт Артура Лурье для хора, фортепиано соло и оркестра пианист Николай Мажара исполнял в своей жизни лишь однажды – в Санкт-Петербурге в 2015. Это была российская премьера, теперь – московская. В произведении Артур Лурье, экспериментируя, соединил разные жанры, стили и тембры. "Главную роль играет, конечно же, хор, который несёт духовные тексты. Но вместе с тем очень большая партия у сольного рояля. Замечательно играют медные трубы и контрабасы", – рассказывает пианист Николай Мажара.

"Имя композитора Лурье, покинувшего Россию в 20-х годах, нам известно, но музыки его мы не знали", – признается худрук, главный дирижер Хоровой капеллы России им. Юрлова, народный артист России Геннадий Дмитряк. Продолжение этого концертно-исследовательского проекта в новом сезоне. Темой для изучения станет эпоха Второго русского авангарда.