Елена Гусева – об опере "Русалка"
"Русалка", согласитесь, новая, неожиданная, мрачная, но не без оттенка иронии. На любого произведёт впечатление эпизод "свадьба князя во дворце". "Что ж, красны девицы, вы примолкли? Что же, белые лебедушки, притихли?" – поёт сват, обращаясь к дамам в тёмных кринолинах. Дамы в кринолинах подхватывают: "В мошне денежка шевелится, красным девицам норовится.
Кринолин действительно был в большой моде, когда Даргомыжский писал оперу. Это период между Лондонской и Парижской всемирными выставками, третья четверть XIX века. Режиссёр и сценограф остались в плену выбранной ими эстетики, неизбежными курьёзами пренебрегли. Удалось сделать так, что полусказка превратилась в совершенно реальную историю с элементами мистики. Стоит признать, что исполнительница партии Наташи, русалки, Елена Гусева, умело подпитывала атмосферу нарастающей угрозы.