Фестиваль "Новая классика" в парке "Зарядье" посвятили Сергею Курёхину
Фестиваль "Новая классика" в парке "Зарядье" в этом году посвятили Сергею Курёхину – музыканту-авангардисту, на выступлениях которого могло произойти всё что угодно, ведь для него не было ограничений и запретов. Удалось ли приблизиться исполнителям к атмосфере музыкального авангарда на концерте "Игра в двух частях" узнала Елена Ворошилова.
Он называл себя капитаном. Он им и был. Музыкант-авангардист – Сергей Курехин. Мистик и экспериментатор, всегда балансирующий на грани и в телевидении, и в музыке. Режиссер, композитор, перформер – непредсказуемый, ироничный, рано ушедший. Концерт в формате open air – посвящение Курехину, которого в 80-х называли главным представителем неофициального искусства Ленинграда. Ему могло бы исполниться 70 в этом году. Сергей Летов, саксофонист: "Проекты Курехина – грандиозный карнавал, в котором смешивались все элементы советской и постсоветской культуры. Иногда в каком-то фантастическом нагромождении".
Встреча с таким музыкантом (35 лет назад) изменила жизнь Сергея Летова. В музыканте – любителе, советском инженере, работавшем в закрытом почтовом ящике, Курехин разглядел талантливого саксофониста. Музыкальные эксперименты, его Поп-Механика – (оркестр с элементами театра), до сих пор вдохновляют современных музыкантов. Роман Пархоменко написал Концерт-посвящение "Игра в двух частях." В перовом сете 12 треков Курехина к фильму "Господин оформитель". Во втором – электроакустические аранжировки, которые играет ансамбль центра акустической музыки.
Роман Пархоменко, композитор, дирижёр: "Мне нравится эта свобода и отсутствие чопорности. Именно то, что он может абсолютно из любого материала сделать классную музыку. И отличительная черта концерта сегодняшнего в том, что у нас есть академические музыканты, которые играют установленные партии, и при этом есть целый ряд импровизационных сцен".
На концертах Курехина даже его музыканты не знали, что будет на сцене. В этом – за провокацию и спонтанность отвечает саксофонист Аркадий Пикунов. Свободной импровизацией, Пикунов сбивает пафос академизма – и всё из уважения к мастеру. "Я бы не сказал, что не разрушать, а скорее издеваться над ним, потому что издёвка – это не разрушение, это тоже интерпретация некоторая. Так делал Курехин. Он очень актуальная фигура для своего времени – времени протестов, конец 80-х – середины 90-х", – поделился саксофонист Аркадий Пикунов.
Нот к музыке Курехина не осталось. Несколько лет назад Алексей Айги сделал по слуху аранжировки с записей его дисков и кинофильмов. На фестивале "Новая классика" "Игра в двух частях" Романа Пархоменко заново открывает эти странные миры, загадочные и до сих пор непонятые.