В Севастополе открылась выставка работ Константина Коровина

10 июля 2024 10:14
Идеальное сочетание света и цвета художник мог искать неделями. Его притягивали ночные пейзажи, а свои полотна он называл ноктюрнами.

"Константин Коровин. Симфония света" – новая выставка открылась в Севастополе. С творчеством художника в контексте цветомузыкальных поисков его современника, композитора Александра Скрябина, познакомилась Софья Кайгородцева.

24 полотна Константина Коровина из Москвы, Калуги, Ростова, Краснодара и Великого Новгорода. "Не просто сейчас в Севастополь привозить региональные вещи из других музеев, но тем не менее выставка получилась камерная, но достаточно плотная и насыщенная по экспозиции", – сообщил директор музейно-выставочного центра Российской галереи искусств Виталий Зотов.

Идеальное сочетание света и цвета художник мог искать неделями. Его притягивали ночные пейзажи, а свои полотна он называл ноктюрнами. "Он в большей степени все-таки охотился не за световоздушной средой, как импрессионисты. Они пытались воздух показать, всю его вибрацию, а Коровин как раз пытался найти эмоциональное воздействие цвета, идти в большей степени от экспрессии", – пояснила учёный секретарь Российской галереи искусств Виктория Данилюк.

"Симфония света" – не просто название выставки, а способ понять манеру художника через творческие поиски его современника – композитора Александра Скрябина. Ассоциируя звук с цветом, музыкант создал симфоническую поэму "Прометей", где каждая нота в прямом смысле была окрашена. Интересный экспонат выставки – цветосветовой аппарат профессора Мозера. Пока Скрябин играл на фортепиано, его жена с пульта включала нужный цвет. Так к партитуре добавлялась "цветовая" строка. Ре-мажор – желтый, До-мажор – красный. Авторы выставки "свели" слои картины Коровина с инструментальными партиями Скрябина. Еще одна страсть Коровина – театр. Для опер Глинки и Римского-Корсакова он создавал декорации и костюмы, эстетика которых основана на сиянии и блеске. Южное солнце Гурзуфа и Ялты у художника совсем не слепящее, а мягкое, рассеивающееся. "Большая часть левого угла – это чистый картон. Основное действо решено, он запечатлел, поймал самую главную тему картину, цвет, и всё, что его интересовало", – отметила зам. директора Севастопольского художественного музея по научно-исследовательской и фондовой работе Людмила Смирнова.

За яркими красками скрывается сложная судьба художника. Он творил в период Первой мировой войны и эмиграции. Как бы в противовес сложностям, Коровин умел находить свет внутри себя.