Хранитель роялей: Юрий Хачаянц уже 40 лет продлевает жизнь музыкальных инструментов
Представитель редкой профессии и настоящий профи своего дела. Герой нашего сюжета Юрий Хачаянц уже 40 лет продлевает жизнь музыкальных инструментов. Он настройщик. Таких специалистов, как Юрий, в республике можно сосчитать по пальцам. Синхронное и чистое звучание капризных клавишных инструментов зависит от четкой работы мастера. О профессии, требующей особого внимания и скрупулезности, в материале корреспондента ГТРК "Алания".
Внимательность и осторожность. Эти слова для Юрия Хачаянца уже неотъемлемая часть жизни. О них в процессе работы он не забывает ни на секунду. Ведь мастер, как врач, должен всегда помнить о рисках и всеми силами стараться не навредить. Лекарем для роялей мужчина стал еще 40 лет назад. Вспоминает: чтобы носить звание профессионала, нужно было приложить немало усилий.
Юрий Хачаянц, мастер по ремонту и настройке музыкальных инструментов: "Пришлось проштрудировать много литературы специальной, постепенно я начал заниматься этим, начал со своего инструмента, и в течение 40 лет я этим занимаюсь".
Незаметную и многим даже неизвестную работу Юрий Хачаянц когда-то выбирать даже не планировал. В юношеские годы свое внимание уделял скрипке. Из-за болезни играть на инструменте не смог. Пришлось искать другую специальность. И тут родилась новая любовь, которая до сих пор не перестает удивлять своей многогранностью.
Юрий Хачаянц, мастер по ремонту и настройке музыкальных инструментов: "Профессия настройщика – очень многообразна. Тут и профессия инженера, и профессия столяра, чисто творческая, нужно иметь слух. Некоторые думают, ну что такое настройщик, пришел подтянул гитару и готово, а когда видят, что сидишь час-два, они обалдевают можно сказать".
Перед каждым концертом, после и даже во время него… Мастер всегда рядом с инструментом. Чтобы в любой момент прийти на помощь. И своему любимому роялю, и музыканту, который на нем играет и для которого высокое качество звука – то, без чего концерт не может состояться.
Юрий Демидович, дирижер: "Конечно же, настройка инструмента имеет ключевое влияние на конечный результат. Когда инструмент качественно настроен, большое удовольствие играть и дарить музыку. Намного больше ярких красок. Это очень важный момент".
Фортепиано, музыкант, настройщик. Звенья одной цепи, которая не может быть разорвана. Хоть мастер и находится за кадром, он всегда один из главных героев фильма под названием "Музыка".
Ацамаз Макоев, председатель Союза композиторов РСО-А: "Во всем мире к каждому роялю прикреплен человек. Он называется хранитель. Юрий Хачаянц – хранитель лучшего рояля, который есть в нашей республике. Это "Стэйнвей", в филиале Мариинского он сейчас, всех роялей больших. Практически все музыкальные школы и нашего города, и республики, и Южной Осетии, и соседних республик, когда готовится что-то очень интересное, приглашают человека, который приводит его в порядок».
Не только знать все тонкости работы с техникой, но и обладать хорошим слухом. Без него настроить рояль, пианино или гитару невозможно. Только человек искусства способен справиться с такой задачей. Сам мастер с музыкой связан давно, но сейчас работает только с внутренним миром инструментов.
Юрий Хачаянц, мастер по ремонту и настройке музыкальных инструментов: «Не люблю халтуры. Если играть, то играть хорошо. Так же, как в своей работе, не люблю халтуры. Мне все равно, кто это будет, музыкант или человек далекий от музыки. Я выполняю контроль для себя. Если я немного спущу этот уровень, считай, пропало".
Он не обделяет вниманием ни один инструмент. Каким бы капризным тот ни был. И. как любящий отец, всегда оказывается рядом в самых стрессовых ситуациях, например, когда фортепиано путешествует из одного здания в другое. Как сейчас – из Дома Вахтангова обратно в Союз композиторов.
Спустя время, преодолев не малое для себя расстояние, инструмент вернулся домой. Скоро из него польются яркие мелодии, ну а пока рояль нужно собрать.
Но и это еще не все. После сборки рояль снова нужно будет настраивать, но необходимо выждать время.
Юрий Хачаянц, мастер по ремонту и настройке музыкальных инструментов: "Он должен постоять, адаптироваться к температуре, тогда уже можно будет его подтянуть, подрегулировать, и он готов к "употреблению"".
Этот рояль – лишь один из подопечных Юрия Хачаянца. За пределами Союза композиторов еще десятки инструментов, к которым мастер спешит, как к детям, и которые так нуждаются в его внимании.
Кристина Бедоева