Традиции ручного ковроткачества в Турции – под угрозой исчезновения
Традиции ручного ковроткачества в Турции под угрозой исчезновения, но Стамбул продолжает привлекать коллекционеров и дилеров из разных стран мира – сюда приезжают за старинными раритетами и современными образцами. Что делают в стране для спасения древнего ремесла, расскажет Анна Шустер.
"Cвязано с любовью". Экспозиция в Музее Турецкого и Исламского искусства позволяет проследить историю ковроткачества начиная с XIV века – времени распада Конийского султаната сельджуков и возникновения Османской империи. В узорах турецких ковров сплелись влияние кочевых племен Центральной Азии и Кавказа с традициями Великой Персии. "Анатолия была центром сохранения этих традиций на протяжении веков. Археологические находки показали, что еще в V тысячелетии до нашей эры в этом регионе занимались плетением ковров", – отметил организатор Международной конференции по восточным коврам Серра Орудж.
"В экспозиции представлены ковры из фондов Дворца Долмабахче. Увидеть их можно не часто. Это не образцы массового производства, а редкие изделия, созданные для двора султана", – рассказал коллекционер, продавец ковров Клайв Роджерс.
Кураторы выставки уделили внимание и самому процессу: от окрашивания пряжи натуральными красителями до тонкостей плетения. Элведа Солак показывает посетителям своё искусство. Утверждает, что мастерица со стажем может прочитать в узорах чужого ковра даже судьбу его создателя. "В эти мотивы всегда вплетена история. В моём узоре соединяются судьбы двух семей, их я обозначила красным и синим цветами. Переходы между оттенками показывают возникновение отношений между ними. Белый фон символизирует счастье, темная окантовка – власть. Через этот ковер я рассказываю историю своего рода", – поделилась мастер по изготовлению ковров Эльведа Солак.
Открытие экспозиции приурочили к XV Международной конференции по восточным коврам, в которой участвуют коллекционеры и поклонники древнего искусства со всего мира. "Эти изделия уникальные, очень редкие! Посмотрите на эти графические узоры. Многие европейские художники интересовались турецкими коврами. Разнообразие цветовых гамм поражает воображение. Возродить это искусство не так сложно, но необходимо достойно оплачивать женский труд, чтобы мастерицы могли обеспечивать себя этим заработком. Мы, продавцы, должны делиться прибылью с ремесленниками", – подчеркнул председатель Стамбульской ассоциации экспортёров ковров Ахмет Дилер.
Несмотря на историческую и культурную значимость ковроткачества для жителей Анатолии, Стамбульская ассоциация экспортёров ковров даёт неутешительный прогноз. Количество мастеров значительно сократилось в последние десятилетия из-за низкой оплаты труда и вынужденной миграции. Спасти экономически невыгодное в современных условиях дело можно лишь усилиями властей. "К сожалению, конечный продукт не стоит затраченных на него средств, а ведь речь идет о ручном труде деревенских жителей. Поскольку нет рынка – нет спроса, а значит, нет и предложения. Люди начинают терять связь с этим искусством. Необходимо найти решение сложившейся ситуации. Государство должно материально поддерживать индустрию, организовывать профсоюзы или в ближайшие 10 лет традиции будут утрачены навсегда", – сообщил продавец ковров Мурат Юсель Турсун.
Несмотря на трудности Турция остается одним из главных игроков на мировом рынке по продаже ковров – страна занимает второе место после Китая. Ежегодный экспорт составляет 2 миллиарда 750 миллионов долларов.