Выставку в музее-заповеднике "Царицыно" посвятили петербургской ювелирной школе
"Невская перспектива". О ювелирном искусстве Ленинграда и Петербурга рассказывает выставка в Большом дворце Музея-заповедника Царицыно. Как место влияет на авторский почерк, узнала Юлия Кундрюкова.
Гораздо больше, чем просто браслет или кольцо – произведение искусства. История его становления в нашей стране началась в Ленинграде в 60-е. "Наша петербургская школа имеет качества: гармония, спокойствие, отсутствие нагромождения мелких деталей, лаконичность, сдержанность. Все художники подвержены этому влиянию города", – рассказала художник-ювелир, куратор выставки Анна Терещенкова.
Куратор Анна Терещенкова готовила выставку около двух лет. Предметы здесь не только из частных коллекций – четыре музея приняли участие в экспозиции, в том числе Сергиево-Посадский. У них оказался уникальный комплект "Первый бал": подвес на шейном обруче и перстень с горным хрусталем. Автор Юта Паас-Александрова. С нее началась история ювелирного искусства в СССР. Она первый ювелир, которого приняли в союз художников, тем самым признав этот вид искусства. Весьма кстати в это время в Западной Европе возникла мода на украшения из не драгоценных металлов. "В СССР это была вынужденная ситуация, но наши художники с честью выходили из этого положения и изготавливали произведения из меди, из нейзильбера. Умели великолепно сочетать цветные металлы с камнями", – поделилась главный научный сотрудник Российской академии художеств, научный консультант выставки Ирина Перфильева.
Несмотря на официальное признание ювелирного дела искусством, золотых дел мастера в советское время были как фальшивомонетчики. Все потому что была запрещена частная деятельность, работать можно было только по госзаказу. Но советского человека мало что могло остановить. Этот шкаф Борис Павлов купил в 1982 году и оборудовал в нем свое тайное место ювелира. Почти все инструменты здесь самодельные. Например, горелка из компрессора от холодильника и бутылки шампанского. Когда приходили нежданные гости, орудия полузаконного труда легко и быстро прятались в шкаф. Авторские украшения, конечно, делали тайком. Они всегда были полем для экспериментов. Вот, например, броши с проигрывателем пластинок, телевизором и телефоном Виктора Сивакова – 80-е годы. Или его же композиция "Стройка". Это период, когда ювелиры утвердились в своем статусе художников. "Здесь вы видите, например, работы Виктора Анипко. Они явно отталкиваются от Фаберже. К концу 80-х годов интерес к Фаберже в России совершенно колоссальный. Идти по пути Фаберже – ничего дурного в тот момент в этом не было, потому что что делали художники? Осваивали забытые техники", – отметила научный консультант выставки Галина Габриэль.
Начавшаяся перестройка все изменила: многие ювелиры стали ориентироваться на коммерческий спрос. Истинные художники оставались верны своему делу. Авторское ювелирное искусство не утилитарно. Но именно такие произведения вдохновляют на новые идеи для массового производства. Возможно, уже завтра какая-нибудь модница осмелится надеть кольцо, похожее на это.