Живопись Кавказа и Средней Азии представили в столице

19 июля 2024 10:03
Картины, созданные во второй половине прошлого столетия художниками Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Наследие многонациональной культуры с ее этническим колоритом, который воплотился в разных стилях и жанрах.

Музей Востока открывает фонды. В Павильоне на ВДНХ показывают изобразительное искусство Средней Азии, Кавказа и Закавказья второй половины XX века. В экспозиции работы художников самых разных школ и направлений. Подробнее – Мария Трофимова.

Из тысячи живописных работ, которые хранятся в фондах музея Востока здесь лишь малая часть. Картины, созданные во второй половине прошлого столетия художниками Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Наследие многонациональной культуры с ее этническим колоритом, который воплотился в разных стилях и жанрах. Таир Салахов – один из основоположников сурового стиля, известный как в Азербайджане, так и в России. "Когда говорим о Таире Тимуровиче Салахове, конечно, чаще всего вспоминаем его как мастера сурового стиля. Суровый стиль закончился и вот, в 1969 году создан этот прекрасный, жизнерадостный, яркий, просто бьющий соком граната натюрморт. Нам он очень понравился и мы решили представить его", – рассказала советник генерального директора Государственного музея Востока Татьяна Метакса.

Суровый стиль по-своему переосмыслила и преобразовала апшеронская школа – неофициальное направление в искусстве Азербайджана. Ее лидер Джавад Мирджавадов сочетал в своем творчестве экспрессию, архаику и брутальность образов. Вместе с другими художниками Камалом Ахмедом, Расимом Бабаевым он вдохновлялся окрестностями Апшерона, его особенной природой, колоритом древних селений и национальными мотивами. "Джавад Мирджавадов, который в 70-е годы активно изучает философию зороастризма, искусство доколумбовской Америки и Индии, Тибета и буквально выплескивает на свои полотна весь жар, всю силу, всю страсть природы Азербайджана", – отметила хранитель фонда живописи Кавказа и Средней Азии Государственного музея Востока Ярославна Иванова.

Жак Ихмальян родился в Турции, но жизнь сложилась так, что он вынужден был часто менять страны. Жил в Сирии, Ливане, Бейруте, Польше, даже Китае и лишь потом перебрался в Москву. Ему всегда был интересен человек и его путь со всеми сложностями и радостями. Работы Ихмальяна – как размышления с кистью в руке о чем-то личном, как доверительный монолог художника, который видит в зрителе внимательного и тонкого собеседника. На выставке и работы братьев Валерия и Александра Волковых. Их отец Александр Волков – советский художник, одна из центральных фигур "Туркестанского авангарда", который соединил в своем творчестве восток и запад.