Выставку фотографий Уильяма Брумфилда представили в Музее архитектуры имени Щусева
"Русский авангард в объективе американского фотографа" – новой выставкой Музей архитектуры имени Щусева поздравляет с 80-летием своего друга Уильяма Брумфилда, профессора славистики, ценителя русской культуры. Непростую судьбу конструктивистской архитектуры изучила Алия Шарифуллина.
Очарованный русской литературой американец Уильям Брумфилд впервые приехал в Россию в начале 70-х годов. Это был Ленинград. Большую часть времени Брумфилд бродил с фотоаппаратом по городу в поисках мира Достоевского, мира весьма близкого американскому Югу своим мифологизмом. Движущей силой этих прогулок было стремление видеть. Зрение как замена слову. Он снимал архитектуру города в попытке определить культуру через созданные ею здания. "Начинал он с дореволюционной архитектуры. В случае с Ленинградом это была архитектура XVIII–XIX века. Потом он много ездил по регионам и фотографировал нашу средневековую архитектуру и Нового времени. Но уже во второй приезд в Россию, в 1971 году, он обратил внимание на архитектуру авангарда", – рассказала куратор выставки Нина Пименова-Ромашова.
В то время многие считали конструктивистскую архитектуру безликой и однообразной, но Брумфилд видел в ней смелость и оригинальность. Стал фотографировать при любой возможности в самых разных городах – от Москвы до Хабаровска. "Это всё хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, но я хочу, чтобы эта коллекция была у вас. И сейчас идут переговоры. Я хочу, чтобы коллекция моих фотографий была доступна русским специалистам через Музей архитектуры. Так что то, что я сейчас делаю, – это всё для наших общих целей!" – поделился фотограф, американский историк русской архитектуры Уильям Брумфилд.
Кадры Брумфилда фиксируют непростую судьбу сооружений 20-30-х годов: их неприглядное старение, а в отдельных случаях и полный упадок, более или менее удачные реставрации первых лет моды на искусство той эпохи. Пристальный и любящий взгляд фотографа вновь заставляет нас задуматься о величии и уязвимости архитектурного наследия страны. "За несколько десятилетий Уильяму удалось создать уникальный архив. Он фотографировал в труднодоступных местах очень многие наши памятники, которые и сейчас нелегко увидеть, а архитектура меняется, что-то утрачено уже из того, что снимал Брумфилд. К некоторым объектам он возвращался многократно, и мы можем проследить историю бытования памятника на протяжении десятилетий", – сообщила директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Наталья Шашкова.
Это подчеркнуто и оформлением экспозиции: снимки одних и тех же объектов, сделанные в разное время с похожих ракурсов, представлены в виде фотопленок, "нарезанных" в соответствии с годами съемки. Кадры сопровождают комментарии и воспоминания автора. Его личный взгляд на архитектуру авангарда. "У него всё хранится именно как архив. Он может в любой момент на любую тему в своем архиве отыскать нужную фотографию, сказать, где это снято, когда это снято – вплоть до дня. И в этом, может быть, одна из самых главных ценностей его фотоработы – это не разрозненные снимки, а именно архив", – пояснила Нина Пименова-Ромашова.
Более чем за 50 лет регулярных командировок в Россию Уильям Брумфилд создал колоссальный фотоархив памятников русской архитектуры – это 150 тысяч снимков. Он не ставил перед собой задачу фотографической каталогизации объектов авангарда – их съемка осталась для него увлечением. Эта выставка – про любовь исследователя, очарованного русской культурой.