Убийство лидера ХАМАС еще больше сплотило противников Израиля
И хотя Израиль и США сейчас всячески пытаются откреститься от причастности к убийству, уже даже европейские СМИ называют смерть Хании отличным подарком непопулярному израильскому премьеру Нетаньяху. В нашем МИД гибель политика назвали неприемлемым политическим убийством, которое негативно отразится на урегулировании на Ближнем Востоке.
Над куполом мечети в иранском городе Кум, одной из святынь шиитского мира, поднимается "Красный флаг мест" – особый знак, означающий, что возмездие будет скорым и неизбежным. На сей раз Исламская Республика мстить намерена за смерь главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании. В Тегеран он прилетел накануне, чтобы лично быть на инаугурации президента Масуда Пезешкиана.
"Вчера я поднял его победоносную руку. А сегодня мне предстоит нести его гроб на своих плечах", – заявил Пезешкиан.
Гибель Хании по-прежнему окутана завесой тайны. Известно, что он разместился в одном из гостевых домов на севере Тегерана, и что около двух часов ночи точно в его спальню попал некий снаряд – то ли ракета, то ли FPV-дрон, то ли это был удар из гранатомета с территории соседнего здания.
Но сам факт гибели главы политбюро ХАМАС сейчас куда важнее того, как именно это произошло. Случившееся – огромный репутационный удар для Ирана, который, принимая высокопоставленного гостя, не смог того уберечь. И ответ на убийство Хании для Исламской Республики – это сейчас дело не столько политики, сколько чести.
"Преступный и террористический израильский режим уготовил себе суровое наказание этим актом и кровожадностью того, как был убит Хания. Исламская Республика Иран считает своим долгом отомстить за того, кто принял мученическую смерть на нашей земле", – заявил аятолла Хаменеи.
Исмаил Хания, бизнесмен, миллиардер и один из самых богатых палестинцев на планете, стал главой правительства Палестинской автономии в 2006 году, а 2017 – руководителем политбюро ХАМАС. Но что значит его гибель для всего региона? Чтобы лучше это понять, стоит разобраться, что же из себя представляет ХАМАС.
После смерти в 2004 году основателя движения, шейха Ахмеда Ясина, у ХАМАС фактически не было единоличного лидера, а сама организация на сегодняшний день состоит из военного и политического блоков. Первым сейчас руководит Мохаммед Дейф – именно его называют организатором атаки на Израиль 7 октября прошлого года.
Исмаил Хания, возглавлявший политбюро ХАМАС, был скорее умеренных взглядов, при этом еще и кем-то вроде министра иностранных дел: отвечал за контакты с союзниками, прежде всего с Ираном, вел переговоры от лица ХАМАС на международной арене.
Но есть здесь и третья сила – глава ХАМАС в Газе Яхья Синвар, которого можно отнести, скорее, к стороннику жестких действий. И теперь с гибелью главы политбюро внутри самой структуры ХАМАС наметился явный перевес в пользу радикальных сил. Какие уж теперь мирные переговоры по Газе. А о том, чтобы вернуть оттуда своих заложников дипломатическим путем, Израиль и вовсе может забыть.
"Израиль продолжает кровопролитие. Они не хотят, чтобы война прекратилась. Вы надеетесь, что будет прекращение огня и эта война закончится. Убивая Ханию, они разрушают все. Они не хотят, чтобы кто-то вел переговоры от нашего имени", – представитель ХАМАС.
Турецкий президент Эрдоган в своих высказываниях, как всегда, беспощаден.
"Какова бы ни была цель гнусных нападений на шейха Ахмеда Ясина, Абд-аль Азиза Рантиси и многих других политических деятелей Газы до этого, такова и цель убийства моего брата Исмаила Хании. Однако сионистское варварство больше не достигнет своих амбиций, как это было до сих пор", – заявил Эрдоган.
После убийства Хании арабская улица буквально закипает – протесты по всему Ближнему Востоку.
"Исламская Республика Иран гостеприимна, и она обязательно должна дать решительный ответ на убийство своего гостя, присутствовавшего на официальной церемонии. Это необходимо для ее безопасности и мира. Ни одна страна не должна посметь убить гостя страны на своей территории, в своей столице", – считает студент Амир Хоссейн Рахеми.
"Мы здесь, чтобы осудить то, что сделал сионистский режим, и сказать им, что это ваш последний вздох. Вы ничего не можете сделать. Все это признак того, что вы барахтаетесь в болоте", – говорит студент Хамидиан.
Самые сильные протесты, конечно, на Западном берегу реки Иордан. Идея сегодняшнего протеста – осудить убийство Исмаила Хании, которому предшествовал удар по южному Бейруту с целью убийства лидеров "Хезболлы". И хотя буквально весь регион сейчас показывает пальцем на Израиль, сам Тель-Авив свою причастность отрицает. В соучастники записали и Вашингтон.
"Мы знаем, что американцы обычно руководят и поддерживают израильтян в таких преступных действиях", – заявил посол Ирана в Ливане Моджтаба Амани.
Американский госсекретарь Блинкен уже заявил, что его страна не имеет к убийству Хании никакого отношения, но в случае чего Израиль не бросит, добавил шеф Пентагона Остин.
"Я думаю, что всегда есть место и возможности для дипломатии. Я хотел бы, чтобы стороны использовали эти возможности. Но я останусь на связи с Галлантом, моим коллегой", – заявил Остин.
Явно не о дипломатии думали в ЦАХАЛ, когда накануне бомбили Бейрут. Своего они добились: к сегодняшнему вечеру под развалинами дома в шиитском районе Дахия все же обнаружили тело Фуада Шукра – номера два в иерархии "Хезболлы". Он и был целью удара, в результате которого погибли четверо и были ранены почти 80 гражданских.
И атака на Бейрут накануне вечером, и убийство минувшей ночью в Тегеране главы политбюро ХАМАС абсолютно точно не останутся без ответа. Более того, эти события приведут к еще большей консолидации сил так называемой "Оси сопротивления" в своем стремлении поквитаться с Израилем за гибель высокопоставленных руководителей ХАМАС и "Хезболлы".