Как преобразится усадьба Льва Толстого в Хамовниках
Реставрацию усадьбы Льва Толстого в Хамовниках планируют завершить раньше срока – музей хотят открыть для посетителей уже в новом году. Главный, деревянный дом не пострадал в пожаре 1812 года, уцелел во время революции и Великой Отечественной. Что уже сделано и что предстоит, расскажет Юлия Кундрюкова.
Это место выделялось всегда: резной деревянный забор и усадебные постройки в духе любимой Ясной Поляны. Сюда Толстые приезжали на зиму, когда уже подросшим дочерям пришла пора выходить в свет. Лев Николаевич выбрал эту усадьбу в Хамовниках, потому что место было максимально близким к природе. "Саму усадьбу Лев Николаевич Толстой в апреле 1882 года покупает у коллежского секретаря Ивана Арнаутова. При этом он приходит в сумерки, вечером, осмотреть усадьбу, и хозяева говорят: вы же ничего не увидите, проходите в комнаты. А он говорит: нет, я сад посмотрю", – рассказала экскурсовод, краевед Ирина Левина.
Сад довольно большой, с высокой горкой-"парнас" – дань моде рубежа XVIII-XIX веков. Каждое дерево оберегают как экспонат. Сначала Толстой жил в этом флигеле. Главный дом достраивали, его на всю семью не хватало. Теперь здесь легко заблудиться: достроили до 16 комнат. У Толстых всегда было много гостей. И центральная лестница взяла на себя серьезный удар. Сейчас ступеньки очищают от старого сукна, дерево реставрируют, а потом снова накроют сукном. На время работ часть экспонатов, например пальто Льва Николаевича, перенесли в здание администрации музея. Здесь им создали особую атмосферу. "Хранить здесь вещи решили, потому как музейные предметы не меняют привычный микроклимат, что очень хорошо сказывается на состоянии сохранности", – пояснила главный хранитель мемориальных фондов Музея-усадьбы Л. Н. Толстого в Хамовниках Наталья Зубкова.
В это сложно поверить, но в центральном доме электричество появилось только в 2001 году: сотрудники музея ревностно оберегали дом от каких-либо вмешательств. Но время беспощадно, и каждому строению усадьбы срочно понадобилась комплексная реставрация. Главная задача – ничего не испортить. Как, например, изразцовую печь – вмешательство минимальное, результат надолго. "Мы не добивались, чтобы они смотрелись как новые. Мы оставляли всю историческую кривизну. Здесь вы видите неровные швы. То есть мы не пытались добиться "евроремонта", мы сохраняли аутентичность", – рассказал зам. генерального директора Государственного музея Л. Н. Толстого по ремонту, реставрации и эксплуатации Андрей Ивлиев.
Больше всего придирались к обоям – они теперь максимально близки по цвету и фактуре к тем, которые окружали Толстых. За этим особенно пристально следил директор – Владимир Толстой. "Естественно, они новые, но точно такие же, как были при жизни семьи здесь", – подчеркнул генеральный директор Государственного музея Л. Н. Толстого Владимир Толстой.
Почти ювелирная работа с паркетом: там, где доски отстают, тонким сверлом делают дырки и заполняют их клеем – максимально бережная реставрация. "Паркет был истощен, нам пришлось каждую плашку вручную расчищать, дорабатывать, докомпоновывать", – сообщил руководитель проекта реставрации Игорь Гарут.
На первом этаже почти всё завершили, на втором – финальная стадия. И совсем скоро приступят к реставрации остальных построек усадьбы. "Флигель, каретный сарай, мемориальная кухня. При этом мы впервые эти надворные постройки сможем открыть для посетителей. Они использовались как подсобные помещения, складские помещения", – перечислил Владимир Толстой.
Кстати, во время осмотра дома-флигеля реставраторы вместе с музейными работниками предположили, что это постройка не XIX, а XVIII века – слишком глубоко фундамент ушел под землю. Но это еще предстоит изучить.