140 лет со дня рождения Амедео Модильяни
В Париже его фамилию сокращали до Моди, что созвучно французскому "проклятый". В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Амедео Модильяни – одного из самых известных художников двадцатого века. Посвященные ему выставки проходят по всему миру – подготовил экспозицию и музей Барберини в Берлине.
"Нашим аристократом" называли его друзья, он говорил о себе по-другому – "проклятый художник". В истории искусства много гениев, работы которых не оценили при жизни, но только к одному слава пришла буквально на следующий день после смерти. Пока весь Париж прощался с Амадео Модильяни, дилеры скупали его работы за баснословные суммы. Следующие сто лет цены будут только расти. Теперь за портреты Модильяни сражаются не только коллекционеры, но и музеи всего мира. "В юбилейный год Модильяни проводится так много выставок – не только в Европе, но и в Америке. Нам удалось собрать 56 работ – получился настоящий путеводитель по его творчеству. Через портреты Модильяни перед посетителями раскрывается его образ мыслей, его взгляд на людей", – рассказала директор Музея Барберини Ортруд Вестхайдер.
Нищий и непризнанный, Модильяни неистово жил и работал. Мог нарисовать сотню эскизов за один день – расплачивался ими за жильё и еду, многое уничтожил – в отчаянной погоне за идеалом. Таков Модильяни-миф, растиражированный продавцами искусства. Модильяни-человек – эстет и интеллектуал, который наизусть читал "Божественную комедию" Данте. Знаток старых мастеров, он оставил Италию ради Парижа, где в начале Xx века бурлило новое искусство. Но Модильяни не примкнул ни к одному из зарождавшихся течений. "Представители самых разных национальностей собрались на Монпарнассе в годы Первой мировой войны. Кубисты, футуристы, реалисты – Модильяни писал портреты всех", – добавила Ортруд Вестхайдер.
Большинство авангардистов бросали вызов общественному вкусу, ломая старые формы. Модильяни провоцировал содержанием. Его единственная прижизненная персональная выставка в декабре 1917-го была закрыта раньше срока. Парижская публика была не готова к такой обнаженной натуре – волнующей и предельно реалистичной, раскрепощенной и чувственной. Тонкий психолог, Модильяни раздевал не только тела, но и души. Он говорил – "то, что я ищу, не является реальным или нереальным, а скорее подсознательным, тайной инстинктивного в человеческом роде". Кристиана Ланге, директор Государственной галереи Штутгарта: "Подобные выставки – это не только точки притяжения посетителей, но и исследовательские проекты. Мы не ставили задачу собрать как можно больше работ Модильяни. Для нас было важно привезти полотна со всего мира, чтобы они вступили в диалог, а мы могли взглянуть на них по-новому. Так рождаются новые смыслы".
Новые смыслы рождаются и благодаря расширению контекста. Рядом с полотнами Модильяни в экспозиции – работы его современников, тех, кем он вдохновлялся и кого вдохновлял. Такую концепцию наверняка оценил бы и сам художник – который стремился "одним глазом наблюдать за внешним миром, вторым заглядывать вглубь себя".