Семейные и детские портреты XVIII-XIX вв. представили в Музее Тропинина
Году семьи посвящена одна из главных выставок сезона в Музее Тропинина. "Память сердца" – это семейные и детские портреты конца XVIII – начала XIX веков. Времени перемен, когда само понятие "детство" впервые вошло в европейскую, а значит, и в русскую культуру. На выставке был Антон Николаев.
Иван Евдокимович, Алексей Евдокимович, Варвара Евдокимовна, Ольга Евдокимовна и их родители – Евдоким Федотович Затолокин и Наталья Ивановна. Семейный портрет середины XIX века неизвестного художника. Про саму семью Затолокиных известно, что их потомки и сегодня живут в Петербурге. В фондах Музея Тропинина хранятся десятки подобных семейных портретов представителей самых разных слоев русского общества конца XVIII – начала XIX веков. Выставку приурочили к году семьи, который в этом году проводится в России. "Постарались языком художественных произведений и даже шедевров рассказать очень большую, двухвековую историю становления отношений в семье и отношения к ребенку. Вот почему нам столь важно видеть здесь семьи", – сообщила директор Музея Тропинина Ольга Журавлева.
Поначалу семейные портреты украшали стены только императорских и великокняжеских дворцов. На этом акварельном рисунке художника и архитектора Александра Брюллова, кстати, тоже счастливого семьянина, прожившего в браке 46 лет, изображены дети императора Николая I – великий князь Александр и великая княжна Мария. Позднее, в эпоху романтизма, семейные портреты начинают заказывать дворяне и представители купечества. "Семья стала восприниматься домашним раем для человека. Еще это было связано с восприятием женщины, ее роль повышалась", – пояснила главный хранитель Музея Тропинина Мария Сарычева.
В среде русской аристократии женщины долгое время считали своим долгом родить ребенка, а вскармливанием и воспитанием занимались кормилица, няня, гувернантки. Позднее возобладали более традиционные идеи материнства и семейного счастья. "Счастье – появление ребенка, счастье обретения большого нового дома, счастье, что семья собралась вместе, что на большие семейные праздники люди могли получать тематические подарки", – добавила куратор выставки Анна Попова.
Крестьяне, на которых и держалось русское государство, в том числе в плане демографии, таких портретов не заказывали. Вплоть до появления фотографии. Поэтому их семейные портреты хранится не в музеях, а в семьях их потомков. Правда, иногда на портретах детей из дворянских семей можно увидеть вот такие русские рубахи-косоворотки. Это мода, заимствованная из крестьянской среды.