Музей архитектуры имени Щусева отметит в этом году 90-летие

07 августа 2024 16:30
Создавался он как учреждение исследовательское. Научная работа остаётся в этих стенах первостепенной задачей.

Музей архитектуры имени Щусева отметит в этом году 90-летие. Создавался он как учреждение исследовательское. Научная работа остаётся в этих стенах первостепенной задачей – ведь зрителю надо помочь понять, о чем "Архитектура говорит". Юбилейную выставку так и назвали. О подготовке экспозиции – Елена Ворошилова.

В фондах архитектурного музея Щусева около миллиона экспонатов. Куратор выставки Варвара Алёшина выбирает самые-самые – с историей. Это зарисовки Владимира Щуко, сделанные в Афинах в 1905-м. "Нам очень важно было подобрать материалы, которые показывали бы, как архитекторы смотрят на постройки прошлого, вдохновляются ими и применяют это в собственной практике", – отметила куратор выставки Варвара Алёшина.

В разделе от идеи к реализации – амбициозные, но не реализованные проекты. Это тот самый Дворец Советов, ради которого в 1931-м взорвали Храм Христа Спасителя. Особый раздел выставки – утраченные здания. На рисунке Минкуса Сухарева башня, которую возвели по указу Петра I в 1695-м. В 30-е годы XX века её снесли. По мнению чиновников – башня мешала развитию транспортной магистрали города. "Отдельно мы говорим про конкурсы, потому что конкурсы это тот аспект архитектуры, который как раз в музее живёт лучше, чем на улицах города", – рассказала Варвара Алёшина.

Краеведы и любители истории смогут проследить, как менялось лицо Москвы. Как новая архитектура завоевывала пространство. И как проект "Парабола" Николая Ладовского опередил почти на 100 лет свое время. "Сейчас Москва развивается дальше на юга-запад, в его же планах именно северо-западная траектория. Но этим Ладовский не хотел ограничиваться. Его план был дотянуть со временем с десятилетиями, весь город в сторону Петербурга и соединить Петербург и Москву", – добавила Варвара Алёшина.

Скальпель, кисти, стамеска – всё, что нужно Алексею Молчанову, чтобы укрепить детали гипсового макета павильона Эрмитаж. Оригинал построил Растрелли в Царском селе. Это макет с секретом, собирается как конструктор. "Объёмы выдвигаются. Купола вместе со скульптурными композициями снимаются. Всё это упаковывается по отдельности и перевозится", – пояснил художник-реставратор Алексей Молчанов.

Сейчас павильон Эрмитаж лишился многих элементов декора. На макете можно увидеть, каким он был раньше. "Ряд скульптур, располагающиеся на главном куполе, были утрачены, не одна, к сожалению, из этих статуй не сохранилась", – поделился Алексей Молчанов. 60 трёхмерных объектив покажут на выставке. Среди них зеркало в стиле ампир. В мастерской пока трёхметровая рама, украшенная деревянной резьбой. Не только макеты – в экспозиции покажут мебель, фрагменты зданий, ставшие сейчас раритетом.