Развитие Северного морского пути - главная тема дискуссий на полях форума "Арктика – Регионы"
Все разговоры, даже в перерывах между сессиями и дискуссиями — только об Арктике.
«Вот этот нос разбивает сплошной лед».
Освоение крупнейшей экономической зоны — приоритет Правительства страны на ближайшее десятилетие. Северный морской путь — водная трасса. Она соединяет Европейскую часть России и Дальний Восток. Важную роль в развитии играет столица Поморья. Участники обсудили вопросы улучшения портовой инфраструктуры в высоких широтах и формирование грузопотоков. Сейчас в приоритете — Архангельский транспортный узел. В прошлом году Правительство России утвердило комплексный план его развития до 2035 года. В нем улучшение существующей инфраструктуры и создание совершенно новых объектов. Самый масштабный — создание глубоководного порта в Двинском заливе Белого моря.
Владимир Панов, специальный представитель по вопросам развития Арктики Госкорпорации «Росатом»: «Создание и реализация глубоководного порта в Архангельске, который будет в районе Куи и позволит принимать крупнотоннажные суда. Сейчас, хотим мы того или не хотим, есть глубины. Они ограничивают возможность серьезных объемов. Второе ограничение — объем железной дороги. Губернатору команда — сейчас делают анализ второго этапа, „Росатом“ в этом активно участвует. Мы в этом с Александром Витальевичем партнеры».
В первую очередь инфраструктура должна быть безопасной.
Гаджимагомед Гусейнов, Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики: «Инфраструктура должна обеспечить в полном объеме безопасность судоходства. Мы должны создать всю необходимую транспортную инфраструктуру, которая сможет подвезти грузы к Северному морскому пути. Нам, безусловно, надо построить флот. Три задачи, которые нам нужно выполнить, и это является основным приоритетом».
Региону это даст мощное развитие экономики. Новые арктические проекты создадут и новые рабочие места.
Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области: «Для области это и увеличение бюджетных налогов, это возрождение компетенций, это строительство и создание новых рабочих мест. И самое главное, что для нас важно, возможность создать порт совершенно нового уровня. Вот это даст серьезную синергию по всем направлениям. Это и развитие нашей научно-образовательной базы, это и понятные компетенции для нашего научно-образовательного центра наших университетов».
Архангельская область намерена увеличивать грузооборот. В том числе и с морским портом Китая. Поморье заинтересовано в привлечении китайских компаний, которые осуществляют транспортировку грузов, и могут использовать действующие архангельские терминалы для перевалки. Увеличивать планируют и субсидируемые каботажные рейсы. Они перевозят грузы внутри страны.
Анастасия Скалина, корреспондент: «Холодная Арктика снова станет темой горячих обсуждений. Сегодня второй завершающий день форума. Участники обсудят развития арктических портов, науки и технологии, медицины и даже арктический туризм».