"Теорема зеро": смысл жизни по Терри Гиллиаму

03 июля 2014 17:11
На экраны выходит новый фильм легендарного режиссера Терри Гиллиама "Теорема зеро".

На экраны выходит новый фильм легендарного режиссера Терри Гиллиама "Теорема зеро". Картина, продолжающая тему культовых лент того же автора "Бразилия" и "12 обезьян", рассказывает об обществе недалекого будущего, а главную роль сыграл дважды лауреат "Оскара" Кристоф Вальц. В загадочный смысл "Теоремы зеро" попробовал вникнуть обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

С одной стороны, едва ли не рудимент 1980-х - когда смотришь "Теорему зеро", кажется, что фильм попал к нам на машине времени: тут и обретает смысл загадочное понятие "ретрофутуризм" - то есть, казалось бы, будущее, но такое, каким его видели в прошлом. С другой стороны, более точного отражения сегодняшнего путаного и эклектичного времени не придумать. Такое чувство, что на этот раз он попал в точку - Терри Гиллиам, вечно неактуальный американец, отказавшийся от американского гражданства ради британского, аниматор легендарных "Монти Пайтон", превратившийся в самого успешного режиссера распавшейся комической труппы, неуемный фантазер, визионер и дон Кихот, добрая половина гигантоманских проектов которого так и не была доведена до воплощения на экране. Ведь на сегодняшних руинах когда-то рациональной цивилизации - ее Гиллиам снимал в Бухаресте - ничего другого не осталось, как искать смысл жизни, возвращаясь в церковь или прибегая к ухищрениям современной науки.

Впрочем, скептик Гиллиам запросто совмещает эти два подхода. Его герой, которого зовут Коэн - по-древнееврейски это значит "священник" или "жрец" - по всей видимости, гениальный ученый, живущий в брошенной церкви, превращенной им в дом и лабораторию одновременно. Коэн - не свободный художник и мыслитель, а раб гигантской загадочной корпорации, которая и поручает ему доказать теорему зеро: то ли найти смысл бытия, то ли, что вероятнее, отыскать доподлинное подтверждение тому, что этого смысла не существует. Девушка по вызову и виртуальный компьютерный мозг станут подручными Коэна в этом путешествии, выходящем далеко за пределы даже той выдуманной футурологической вселенной, в которой разворачивается действие.

Это изящное, нелинейное, многофигурное полотно, одновременно глумящееся над нашими надеждами отыскать путь во мгле и неразберихе - и все-таки указывающее направление для движения. И это не только буйство визуальной фантазии с поразительными декорациями и костюмами, но и великолепная работа актеров - точнее, одного конкретного актера, рядом с которым меркнет даже мастерство Тильды Суинтон или Мэтта Дэймона: речь о дважды лауреате "Оскара" Кристофе Вальце, который ради роли Коэна побрился наголо и примерил в буквальном смысле дурацкий колпак. Терри Гиллиам и сам - заслуженный шут, почти шекспировского масштаба: это прекрасно чувствуется в "Теореме зеро" - фильме, к которому тоже не стоит относиться чересчур всерьез.