Монументальные картины украшают многоэтажки трех амурских городов
Связь настоящего и прошлого, яркая подача и масштаб. Все это о муралах – огромных картинах, которыми продолжают украшать амурские многоэтажки. Они уже есть в Благовещенске, Тынде, а не так давно появились и в Белогорске. О том, кто, как и для чего создает эти изображения, узнал наш корреспондент.
– Художник наводит через мультимедиа изображение будущего мурала на торцевую стену здания.
Это не кинопоказ под открытым небом, а начало большого творческого процесса. Мультимедийная проекция в качестве трафарета – и эскиз будущего мурала готов. А затем словно гигантскую раскраску автор заполняет цветом уличное полотно. Знаменная группа Парада Победы, символ советских и нынешних защитников Отечества – герои новой работы владивостокского художника-монументалиста Павла Малицкого. Дальневосточник, кандидат искусствоведения одним из первых в России около двадцати лет назад стал создавать муралы на фасадах зданий. Сначала в северной столице, а затем и в других городах страны, подчеркивая их отличительные особенности. Если в Белогорске, где располагается штаб 35-й армии, его работы символизируют военную мощь, преемственность поколений, то в Тынде, где художник писал годом ранее, – трудовые подвиги строителей Байкало-Амурской магистрали.
"Я не считаю для себя зазорным исправлять эскизы по 200 раз для того, чтобы люди почувствовали, что эта работа про них, чтобы они увидели себя, как в зеркале. Для меня не так важно авторское самовыражение, чем воплощение этого коллективного образа", – делится художник-монументалист.
Мурализм – разновидность монументального искусства. Это художественное направление зародилось в начале прошлого столетия в Мексике, а спустя несколько десятилетий появилось и в Советском Союзе, порой в виде фресок и мозаик. Сегодня – это, прежде всего, яркие штрихи архитектурного облика городов, в которых посредством художественных приемов, авторского стиля зачастую зашифрованы целые послания.
Этот мурал в центре областной столицы посвящен истории Приамурья. С фасада на горожан смотрит казак Дмитрий Пешков, который в конце 19-го столетия совершил одиночный конный поход из Благовещенска в Петербург. На торце этой девятиэтажки зашифрованы современные символы Приамурья – космос, сельское хозяйство, газ. Автор мурала, который около недели расписывал огромное полотно, амурский художник-монументалист Павел Орез.
"Богатство Амурской области, главное богатство, я считаю, это человек. Флаг Амурской области. Ракета это понятно – мы космическая область. Бусы – это сельское хозяйство, это соя. Огоньки – газ. Пытался насытить всем богатством, которое у нас есть", – рассказывает Павел Орез.
Так и происходит – муралы становятся туристической фишкой городов.
"Есть такая практика, когда создаются целые маршруты, карта рисуется такая и отмечаются точками муралы. Вот у людей, как местных, так и приезжих, получается такой интересный квест – найти все муралы, посмотреть, особенно если это разные авторы, именитые художники", – рассказывает руководитель проекта Центра развития территорий Амурской области Валерия Рооз.
Такие экскурсии уже впору проводить в Тынде, где к юбилею БАМа преобразились шесть многоэтажек. В Благовещенске – пока три, в Белогорске – две. И эти работы не нужно путать с граффити.
"Граффити – это, как раз-таки, субкультурное явление – то, что ребята пишут послания, свое имя пишут. Этим ребятам все равно мнение окружающих. Это мы думаем, что они испачкали что-то или завандалили. Они этого не видят. Они видят более или менее удачные надписи", – говорит художник-монументалист Павел Малицкий.
Муралы же – это не стихийное творчество, а четко продуманное, согласованное с собственниками зданий изображение. Выполненное стойкими материалами, чтобы дольше радовать глаз. Не исключено, что амурскую столицу украсят новые муралы. Ведь, по результатам опросов, горожане не против таких достопримечательностей.
Подписывайтесь на страницы "Вести – Амурская область" в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.