Комсомольские авиастроители празднуют юбилей новыми объектами для испытаний самолетов
Построенный на авиационном заводе имени Гагарина истребитель Су-35 купается в прозрачном небе над Комсомольском. Так здесь – каждый день.
Проверка перед полетом: зрение, пульс, давление. Вот только речь – не о летчиках. Мы – на летно-испытательной станции, и тестируют здесь самолеты. Каждый день подводя итог работы всего многотысячного коллектива, дают новой машине добро на первый полет!
Тестируется все: бортовая радиоэлектроника, топливная система, двигатели. И у нас есть уникальная возможность показать, как это происходит – точнее, как будет происходить – в новых ангарах и эллингах, построенных на площадке летно-испытательной станции.
Юрий Тырговец, главный инженер филиала ПАО "ОАК" – "КнААЗ им. Ю. А. Гагарина": "Мы находимся в эллинге по отработке бортового радиоэлектронного оборудования. Буквально на днях запустили пусконаладочные работы в этом корпусе"
Как раз зрение и слух самолета проверять будут именно здесь.
"Самолет пятого поколения – он очень технологичный, поэтому всю бортовую радиоэлектронику мы проверяем и прежде чем запустить самолет в небо, скажем так, убеждаемся в ее работоспособности"
Расширения испытательной станции требует рост объемов выпуска самолетов. Финансировала проект Объединенная авиастроительная корпорация.
Менее двух лет – но каких! – говорят строители. Полеты – как на авиашоу – прямо над стройплощадкой!
Алексей Мурсалимов, руководитель проекта: "Здесь, конечно, это колоссально круто – это большой шум, большие эмоции, завод живет, кипит, всегда очень много людей, эксплуатация вокруг всегда рядышком"
А это – новый топливный бокс. Здесь самолет будут испытывать на герметичность так называемым методом дождевания – то есть, буквально – включать осадки! Также проводить отработку топливной системы. Ранее это делали на открытой площадке – и вот здесь дождь как раз не нужен: непогода отнимала до 40% рабочего времени в год.
Денис Белобородов, ведущий инженер по топливной системе: "Сокращается время на проведение испытаний топливной системы за счет того, что в закрытом боксе плюс улучшение условий труда коллектива!"
90-летний рубеж для завода, который носит имя первого космонавта планеты, – важная веха. Здесь неразрывны прошлое, настоящее и будущее.
И гагаринцы это помнят.
Виктор Меркулов – родившийся в год победы над фашистской Германией – прошел уникальный путь от слесаря до директора одного из крупнейших авиационных заводов страны. Параллельно с работами по гражданской авиации, искал меры по выводу российских самолетов на внешний рынок, заложив основы тех программ, которые титан авиастроения реализует сегодня.
Андрей Прохоров, главный технолог филиала ПАО "ОАК" – "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина: "Программы – это цифровизация производства, это развитие гражданской составляющей. Это составные части самолета Сухой Суперджет-100. Позволило нам влиться в программу 5-го поколения. Действительно, гордость за то, что наши самолеты защищают наше мирное небо и с честью выполняют задачи на западных рубежах нашей родины"
Они зовут себя "гагаринцами" и стараются этому имени соответствовать. Почти все задачи, за которые берутся в этих цехах – для страны впервые. Здесь первыми подняли в небо российский самолет пятого поколения, здесь – строят истребители Су-35 – по праву, одни из лучших в мире. И с гордостью принимают поздравление от внука первого космонавта планеты.
Юрий Кондратчик, внук Юрия Гагарина: "Сегодня страна как никогда нуждается и в современных военных истребителях, и в качественной гражданской продукции. Спасибо за память, которую вы чтите о моем деде. Надеюсь, что его имя будет всегда вам помогать в дельнейшей работе как вдохновитель к новым победам!"
Ну а мы вернемся на летно-испытательную станцию. Здесь, одновременно с окончанием строительства важных в цепочке испытаний объектов, уже заложены новые. Эволюция современных самолетов и производства – продолжаются.
Юрий Тырговец, главный инженер филиала ПАО "ОАК" – "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина": "Мы дали старт – заложили первый камень в строительство ангара по отработке самолетных систем. Данный проект будет реализован в рамках государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса"
Одновременно завод реализует 6 таких проектов, они позволят на Дальнем Востоке строить столько самолетов, сколько потребуется стране.