Павильон "Советская печать" на ВДНХ реставрируют
Сохранить уникальные деревянные скульптуры и восстановить утраченные элементы интерьера – такие задачи стоят перед реставраторами павильона "Советская печать" на ВДНХ. О находках, сделанных в результате работ, и об особых методиках реставрации здания – Анна Шустер.
Журчание Фонтана Дружбы заглушают звуки пил, дрелей, отбойных молотков. Звучит эта "строительная симфония" в честь реставрации павильона "Советская печать". В 70-й год с момента его открытия здание впервые реставрируют. Здесь появится дополнительный эвакуационный выход и новая современная система вентиляции. "То оборудование, которое мы ставим, большое, сложно найти ему место. Мы нашли, это чердак", – признается руководитель архитектурной группы Ирина Белинская.
С новой вентиляционной системой влага будет не страшна деревянным архитектурным элементам, которые здесь повсюду – и под потолком, и в центре здания. "Два зала, большой и маленький, помещение обрамлено декоративным элементом ", – говорит руководитель архитектурной группы Ирина Белинская.
Это здание единственное на всей выставке, украшенное деревянными скульптурами. Его архитектурный облик решён в стиле традиционной карельской избы, ведь изначально это был павильон, посвящённый Карело-Финской ССР. Её бронзовый герб был размещён на крыше при строительстве, но всего через три года исчез со здания. "Создана была республика после зимней войны с Финляндией, планировалось из части Финляндии и Карелии создать новую республику, но уже к 56-му году после войны международные отношения поменялись, и с Финляндией мы дружили", – поясняет историк ВДНХ Павел Нефедов.
Карело-Финскую республику упразднили, и вместо одного герба появился другой. Когда реставраторы поднялись на крышу, их ждала интересная находка. "Сняли металлический щит, обнаружили эту надпись – "Академия наук СССР", – рассказывает один из реставраторов.
Позже деревянный щит спрятали под железный с гербом РСФСР, а название павильона сменилось на "Науку", затем здесь размещали экспонаты, связанные с темами "Культура и быт народов", "Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность", "Советская печать". Менялось назначение павильона, но неизменно его венчали величественные фигуры, которые демонтировали, чтобы сохранить. Скульптура рабочего почти отреставрирована, осталось нанести защитное покрытие и лак, а вот с колхозницей мастера будут работать еще полтора месяца – им предстоит воссоздать утраченные элементы, в том числе книгу, нос сапога и постамент, который почти полностью разрушился за 70 лет. Все пораженные участки скульптур и горельефов заменяются на новые из ангарской лиственницы, потому что она устойчива к грибковым заболеваниям и не боится воды. Мастера, которые работают с деревом, с гордостью показывают, как фрагменты панно постепенно возвращаются в первоначальный вид. "По профессии я экономист, по призванию реставратор. Перешел в реставрацию, потому что всю жизнь меня тянуло к прекрасному", – делится Алексей Дерябкин.
Мастер по реставрации деревянных изделий мечтает, что в будущем, когда его работа будет закончена, он придёт на ВДНХ, поднимет голову и подмигнёт фигурам, которые снизу буду казаться такими маленькими, но он то будет осознавать, какого они на самом деле масштаба.