"Большая игра": художественный мир отмечает 100-летие сюрреализма
Мягкие часы, солнце в футляре и мужчины в облаках. Художественный мир отмечает 100-летие сюрреализма. В 1924 году французский писатель Андре Бретон опубликовал манифест, где он призвал художников обратиться к подсознательному – и началась "Большая игра". Так же назвали и выставку в Лозанне – Алия Шарифуллина продолжит.
В нестабильном мире сюрреалистов может померещиться что угодно. Все предметы иллюзорны: они просвечивают, накладываются друг на друга, загадывают загадки, на которые однозначного ответа нет. Рене Магритт любил названия, никак не связанные с изображенным на картине. Мерет Оппенгейм придумывала нестандартные объекты. Марсель Дюшан вообще сначала сделал произведением искусства обыкновенный унитаз, а потом принялся играть в шахматы. Именно игре – неотъемлемой части метода сюрреалистов – посвящена выставка в швейцарской Лозанне. "Выставка "Большая игра" повторяет заголовок, который появился в одном из французских арт-журналов конца ХХ века группы художников – противников сюрреализма. И если они считали это выражение уколом и нападкой, то у нас оно передает его суть – для сюрреалистов игра была главным методом воображения, способом существования и каналом коммуникации", – рассказал директор Кантонального музея археологии и истории Юри Штайнер.
Эти художники предлагают зрителю отринуть причинно-следственные связи, думать нелинейно, не подчиняться логике. Французский философ и поэт, автор первого манифеста сюрреализма Андре Бретон полагал, что рациональное мышление привело мир к ужасу Первой мировой войны, а стало быть, концепция логического мышления потерпела провал. Ее надо заменить "чистым психическим автоматизмом": когда творчество происходит "вне всякого контроля со стороны разума". Чтобы добиться этого автоматизма, сюрреалисты ввели в обиход множество новых техник – от декалькомании до фроттажа. Зачастую откровения души приходили к сюрреалистам ночью. Только "всемогущество сновидений", писал Бретон, может освободить человечество. "Благодаря Фрейду сюрреалисты очень увлеклись снами и их толкованием. Это вдохновляло их на странные сочетания объектов. Иногда это обычные предметы, помещенные в неожиданные места; иногда мысли, образы, воспоминания, которые соседствуют с объектами реального мира. Так сюрреалисты говорят о том, каким абсурдным может быть человеческое сознание, а особенно – подсознание", – добавил Юри Штайнер.
Из всех революций эпохи именно эта оказалась самой бескровной, самой всеобъемлющей и самой продолжительной, если не сказать бесконечной. Головокружительные образы, порожденные освобожденным воображением, продолжают влиять на наше видение тела, языка, объектов. Мы продолжаем жить в концепции торжествующего сюрреализма, пытаясь разобраться, как устроен этот самый абсурдный мир.