Абонемент №3: Фестиваль РНО в Зале Чайковского

03 сентября 2024 12:50
13 сентября в Зале Чайковского стартует Фестиваль Российского национального оркестра.

Большой фестиваль РНО ежегодно проходил в Москве с 2009 по 2020 годы. В 2024 году Российский национальный оркестр совместно с Московской филармонией возрождает проект в обновленном формате: концерты проходят как один из персональных абонементов коллектива на сцене Зала Чайковского. В афише – три эксклюзивные программы, каждая из которых составлена и подготовлена специально для Фестиваля РНО.

Фестиваль открывает грандиозная оратория "Песни Гурре" Арнольда Шёнберга. За 111 лет, прошедших со дня премьеры, это лишь пятое ее исполнение в России: два состоялись в 1927 году в Ленинграде, еще два в 2003 году в Москве и в 2019 году в Воронеже. "Песни Гурре" звучат 13 сентября – именно в этот день 150 лет назад, в 1874 году, родился Шёнберг. Его имя тесно связано с такими понятиями, как атональность и додекафония, но по духу Шёнберг был и оставался романтиком. В ранний период творчества он создал несколько позднеромантических шедевров, и "Песни Гурре" – наиболее масштабный из них.

По музыкальному языку и по масштабу "Песни Гурре" ближе всего к операм Вагнера и симфониям Малера, особенно к Восьмой, известной как "Симфония тысячи участников". Правда, в выборе состава Шёнберг превзошел Малера: оратория написана для шести солистов, трех мужских хоров и одного смешанного, а также для оркестра, насчитывающего около 150 исполнителей. В премьере "Песен Гурре", состоявшейся 23 февраля 1913 года в Вене под управлением Франца Шрекера, участвовало 750 человек. Участников московского исполнения меньше – всего триста, но и это количество музыкантов для Зала Чайковского поистине беспрецедентно.

Второй концерт, который состоится 20 сентября, посвящен 150-летию со дня рождения Сергея Кусевицкого – прославленного контрабасиста и дирижера, популяризатора русской музыки. В программу вечера вошли ключевые сочинения его репертуара и Концерт для контрабаса с оркестром самого Кусевицкого – одно из произведений, возвысивших роль оркестрового инструмента до полноценного солирующего. Солистами выступят авторитетный интерпретатор музыки Метнера Борис Березовский, несколько лет проводивший "Метнер-фестиваль" в Москве, Екатеринбурге и Владимире, а также активный популяризатор творчества Кусевицкого Григорий Кротенко, играющий на одном из его инструментов и недавно посвятивший выдающемуся контрабасисту цикл концертов в Камерном зале филармонии.

Кульминация фестиваля – исполнение музыки Клода Дебюсси к мистерии Габриэле д’Аннунцио "Мученичество святого Себастьяна". Впервые в России это монументальное сочинение прозвучало ровно 20 лет назад – 31 октября 2004 года в рамках филармонического абонемента "Дирижирует и читает Геннадий Рождественский". В работе над мистерией Дебюсси помогал его друг и соратник Андре Капле, который также дирижировал оркестром на парижской премьере. Среди прочего Капле сделал несколько красочных оркестровок фортепианных пьес Дебюсси, и такой же яркостью и изысканностью отмечены его собственные произведения – в том числе музыкальная фреска для виолончели с оркестром "Богоявление" (по эфиопской легенде), которая прозвучит в России впервые. Религиозной тематике программы отвечает также "Гимн о Святом Таинстве" Оливье Мессиана – одно из ранних оркестровых сочинений композитора, посвященное причастию и передающее, как человек, борющийся против греха, испытывает восторг от одного из важнейших церковных таинств.