Выставка экспериментальной фотографии 1960–1970-х открылась в Екатеринбурге
Метафизика балета и советский быт в тумане расплавленной эмульсии. Выставка экспериментальной фотографии 60-х – 70-х годов прошлого века открылась в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Маргарита Летанина продолжит.
Невидимый человеческому глазу мир ленинградец Валентин Самарин проявлял с помощью наложения негативов, воздействия температуры на пленку, соляризации и окрашивания пигментами. Его вдохновляла экспрессия танца в русском балете, а еще творчество Иосифа Бродского. "Обычно фотоаппарат берется в руки для того, чтобы отразить реальность. А здесь мы с вами приходим на выставку, в которой реальности мы фактически не найдем", – рассказал директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
Уходить от советской реальности с помощью экспериментов с фотопленкой на рубеже 80-х и 90-х годов стали и свердловские художники. Лишь истинный ценитель уральского искусства может увидеть в этих черно-белых снимках след руки знаменитого мастера Старика Букашкина. Именно фотография направила его на путь художника-авангардиста. "Яркий пример техники, которую он использовал. Сам он называл свои фотографии "Варёнки", потому что он варил пленку, тем самым добиваясь интересных эффектов, когда эмульсия покрывалась кракелюром и начинала подтекать, таким образом изменяя сюжет, который он снимал", – пояснила зав. сектором отечественного искусства XX–XXI вв. Екатеринбургского музея изобразительных искусств Наталья Пономарёва.
Всего же в экспозиции советского фотоандеграунда 51 работа авторов: Валентина Самарина, Евгения Малахина, Николая Матрёнина, Андрея Чежина, Александра Китаева и Геннадия Приходько. Эти художники стали настоящими новаторами, которым удалось поменять отношение к фотографии как таковой, освободив ее от рамок и превратив в настоящее искусство.