Музей-панорама "Бородинская битва" представил новую выставку
Музей-панорама "Бородинская битва" представил выставку, посвященную одному из самых масштабных художественных проектов 30-х – начала 40-х годов XX века. Его авторы – ученики известного мастера панорам и диорам Франца Рубо. Они обратились к событиям Гражданской войны. Репортаж Ксении Егоровой.
Некоторые эскизы сотрудники музеев видят впервые в таком выставочном свете. Большинство из этих работ никогда не покидало фонды. Всё это – рабочий материал к созданию главного полотна, панорамы "Штурм Перекопа". Она должна была стать лишь элементом большой выставки, которая так и не состоялась. "Мы знаем всё про панорамы и диорамы, знаем, где какие фрагменты хранятся. Решили попробовать, взять какую-то из таких интересных историй – вот этот несостоявшийся выставочный проект – и поговорить не только об учениках, но и о самом Рубо", – рассказывает директор музея-панорамы "Бородинская битва" Владимир Преснов.
Рубо – создатель одной из самых знаменитых панорам "Оборона Севастополя". Её фрагменты до сих пор находятся здесь, в музее, а из Севастополя на эту выставку привезли шесть эскизов учеников мастера. "История создания панорамы "Штурм Перекопа" возникла у командиров и бойцов Красной армии после того, как они увидели севастопольскую панораму в 1920 году. У нас, в Крыму, на Перекопе, были созданы этюды, затем были написаны эскизы и выполнены в Москве макеты", – делится учёный секретарь Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя Ольга Богаченко.
Митрофан Греков – ученик Франца Рубо и основатель уже советской школы панорамной и диорамной живописи. Именно он выступил с инициативой создания к 15-летию Октябрьской революции сразу нескольких масштабных полотен с эпизодами Гражданской войны. Его идеи поддержало и партийное руководство. Дело было правое, и вот он – один из ключевых эпизодов. "Это было переломное событие в Гражданской войне. Оно знаменовало собой ее окончание в европейской части страны. Конечно, в то время перекопская эпопея всячески прославлялась советской официальной пропагандой, в том числе и средствами искусства", – говорит куратор выставки Алексей Дружинин.
Почти десять лет художники Греков, Савицкий, Горелов и Пржецлавский создают макеты с многофигурными сюжетами и удивительной прорисовкой, и демонстрируют их на выставках. Но этот большой художественный проект был остановлен, так как началась Великая Отечественная и это была уже следующая история, в том числе и в жизни художников-баталистов, и в создании панорам.