Самолет времен войны подняли на острове Сарпинском в Волгограде: летчик опознан
Это самые ценные находки. Двигатель, практически в полной комплектации. Сердце советского истребителя Ла-5, поднятого на острове Сарпинском. Здесь же фрагмент шасси, редуктор, одна из лопастей винта.
"Такой целый двигатель еще не видели, первая находка. Обычно это все фрагментировано, сейчас агрегаты и двигатель изучаем. Когда раскопки ведем, находим маленькие обломки, теперь будем понимать от каких узлов, уже вживую, от каких агрегатов", – рассказал председатель правления поискового объединения "Уран" Дмитрий Куфенко.
Металлические детали сохранились в земле, которая часть года стоит в воде, благодаря окутавшему их масляному кокону. Вытащить на свет эту историю помог Евгений Конопатов. Будучи в свое время главой администрации Сарпинского, и позже, он хлопотал о проведении поисковых работ. В рамках проекта "Крылья Сталинграда" они, наконец, состоялись. За этой паузой слишком много чувств, накопилось, наболело. Старожилы Сарпинского в свое время указали на место падения самолета. Нынче неравнодушные жители участвовали в раскопках и очистке деталей.
"Кусок грязи привезли, отмывали, чистили. С сыном старшим помогал. Как смогли, так и отмыли, чем смогли", – сказал житель Сарпинского Александр Айрих.
Вместе с фрагментами самолета найдены и останки летчика. Поисковики предполагают, погиб в воздухе: шел на большой высоте, а парашютом не воспользовался.
"Видимо, пулеметными и пушечными очередями. Самолет неуправляемо падал, самолет горел, воспламенился, как в кино показывают, дымящаяся машина падает, врезается в землю", – отмечает Дмитрий Куфенко.
По совпадению, на макете в здешнем школьном музее как раз изображен такой эпизод.
"Новый экспонат" доставлен через годы, прямо из боя. Поисковики передали ребятам лопасть от самолета. Остров Сарпинский в дни Сталинградской битвы – тыл, в шаге от которого гремели бои. Здесь стояли "Катюши", спасались от войны эвакуированные и беженцы, располагались госпитали. В братской могиле на Втором Песчаном покоятся 484 бойца, на хуторе Крестовый бакенщицы хоронили на сельском кладбище вытащенных из реки солдат. В этом году там установлен обелиск. На памятной аллее у сарпинской школы погибшему пилоту Ла-5 посадят дерево. Его звали Сергей Пахомович Ильин, неполных 24-х лет, уроженец Воронежской области. Ровно 82 года назад он не вернулся с боевого задания. Оставался в своем самолете. Над ним лишь небольшая воронка. Имя пропавшего без вести летчика уже числилось в базе, собранной поисковиками. Был и номер самолета. Открывшийся номер двигателя позволил звенья связать.
"Такой двигатель был установлен на самолет Ла- 320. Номер самолета был в базе без указания номера двигателя. Нам не попались документы, где вместе фигурировали. К этому номеру по документам было имя летчика привязано, который на нем в последний бой вылетел", – говорит Дмитрий Куфенко.
Почва здесь глинистая. Невероятно сложно нащупать в отвалах детали, тем более – останки. Встречаются фрагменты обшивки. Самолет был цельнодеревянным. Сзади пилота защищала бронеспинка. Толстый металл раскололся от удара, но здесь все части в зеленой заводской краске удалось собрать и сложить.
Раскопки продолжаются, а поисковики уже запустили поиск родственников пилота Сергея Ильина в Воронежской области. Сейчас поднять все обломки самолета невозможно. В следующем году они вернутся сюда, чтобы снова пропустить через руки грунт с места крушения самолета, через душу, судьбу героя.