Как паблик-арт меняет городской ландшафт на Сахалине
Город N в известном смысле жив и сегодня, имя нарицательное вообще всегда живуче. Но не мог же он сто лет совсем уж не меняться, российский губернский город. Прежде искусство давало ему описания, а современное искусство меняет его лицо. Вспомните гоголевскую реплику о почти смытых дождем вывесках города N и посмотрите репортаж нашего корреспондента Алии Шарифуллиной.
За последние десятилетия уличное искусство в российских городах успешно "вышло из сумрака", превратившись из андеграундного протеста в инструмент создания комфортной среды. Повышение требований к качеству городского ландшафта сделало следующий логический шаг: от функции мы перешли к эстетике, от комфорта – к смыслам. В приобретении этих самых смыслов как раз и помогают современные художники, которые выносят искусство за границы музеев и галерей, чтобы вырвать неподготовленного зрителя из состояния безучастности к окружающему и перевести в состояние творческого осмысления действительности. Как, например, жителей Южно-Сахалинска. В этом году здесь прошла первая паблик-арт программа "Взгляды". Известные художники со всей России и Сербии разрисовали фасады домов – это 12 тысяч квадратных метров.
"Это один из примеров, когда ты не можешь сделать городу плохо уличным искусством. Потому что большая часть города застраивалась в 60–70-е – это преимущественно хрущевки. И в целом город без уличного искусства воспринимается плоским, там нет точек визуального и содержательного притяжения. Когда мы помещаем объекты в город, выводим художников, это идет только на пользу, с точки зрения как жителей города, так и гостей", – отметил куратор паблик-арт программы "Взгляды: изнутри и снаружи" Александр Мущенко.
Любое уличное искусство до сих пор у большинства людей ассоциируется с граффити. Но стрит-арт и паблик-арт имеют под собой разные истоки и решают свои задачи: граффити зарождались как незаконный бунтарский способ самовыражения художника, тогда как согласованный паблик-арт возник из-за запроса приобщения населения к искусству. Но не будь стрит-арта, не появился бы и паблик-арт. Не будь хаоса, не возник бы порядок. Чтобы уличным искусством город не напугать, рассказать о его задачах и перспективах, проект "Взгляды" подготовил программу: лекции, публичные дискуссии, а главное, персонализацию художников – их встречу с жителями города. "Раньше я на 100 процентов мог бы сказать, как эгоист, вот это искусство, есть инстанции которые меня согласовывают. Я бы не хотел общаться с каждым зрителем или с недовольным. Но сейчас я полностью уверен, что нужно разговаривать с жителями, развеять какие-то страхи, сомнения, как минимум рассказать, что ты хотел сообщить местным", – признался художник Илья Робе.
"Нужно выстраивать взаимоотношения, но не нужно брать мнение горожан за абсолютную основу. Горожане не эксперты, у них нет такой насмотренности, как у художников. И они, как правило, если задать прямой вопрос: "Что вы хотите увидеть на фасаде?" – будут называть то, что уже где-то у кого-то видели. Это путь во вторичность. Но в то же время стоить понимать, что горожанам с этим жить", – добавил художник Владимир Абих.
Ключевая составляющая ДНК паблик-арта – то, что называется site-specific, то есть укорененность в местном контексте и стремление этот контекст поменять. Не украсить, а осмыслить – только в этом случае объекты паблик-арта способны вызывать важные для города и горожан эффекты: заставлять задуматься, задавать неудобные вопросы, подсвечивать проблемы, менять привычные сценарии взаимодействия с городом. Поэтому прежде чем приступить к реализации своих муралов, художники проекта "Взгляды" знакомились с историей и культурой острова Сахалин. "Важна медиация за кадром. Нужно показать жителям, что будет после, как объект будет интегрирован в среду. Наш итог – это произведение. Оно конечно для процесса работы с художником, но для города это только начало. Что дальше с ним будет происходить? Это призвано работать на далекую цель", – пояснила искусствовед, куратор и эксперт в области креативных индустрий Мария Туркина.
"Если вы хотите привлекать большое количество новых туристов, так или иначе вам нужны новые точки касания. Паблик-арт, муралы, подобные фестивали – это еще одно окно для этих возможностей", – уверен независимый куратор Денис Фабрика.
"Взгляды" превратятся в четыре маршрута: история города, опыт морского освоения области, молодежный маршрут и зарисовки природы. Разные работы с разных углов раскроют локальную идентичность места, пробудят у человека чувство сопричастности к миру. Как говорил Бэнкси, "успокоить обеспокоенных и принести беспокойство пребывающим в покое".