Новый спектакль в "Театре Терезы Дуровой" посвятили Ходже Насреддину
"Далеко-далеко на Востоке" – новый спектакль в "Театре Терезы Дуровой" посвятили знаменитому герою многочисленных анекдотов и философских притч – Ходже Насреддину. На премьере побывала Мария Трофимова.
Герой более тысячи легенд, притчей и анекдотов – Ходжа Насреддин. Существовал ли на самом деле? Неизвестно. Но поучительные истории о нем до сих пор пересказывают и продолжают сочинять новые. Свой оригинальный сюжет написал и Артем Абрамов. Автор пьесы опирался на фольклорное наследие и впечатление от поездок по Марокко, Египту, Израилю. Побывав на восточных базарах в старых кварталах, вдохнув горячий воздух пустыни, придумал свое сказочное Тарханбейское ханство и его столицу Махтумканд, куда попадает Ходжа Насреддин. "Мой Ходжа Насреддин во многом на самом деле инспирирован, вдохновлен Соловьевским Хаджой Насреддином, тем самым, наверное, который знаком всем Леонида Соловьева. Но моя задача как автора была, разумеется, сделать не такого, потому что тот Ходжа Насреддин – это настолько разнообразный персонаж, разнообразный какой-то, даже сущность, что какого-то единого персонажа из него выделать почти невозможно. Поэтому, конечно, его пришлось изобретать с нуля", – говорит автор пьесы Артем Абрамов.
Ходжа Насреддин – народный мудрец, острослов, бунтарь. Он правдив, хитер, прямолинеен и всегда борется за справедливость. В новой истории "он облапошил Эмира Бухарского, обвел вокруг пальца Хана Кокандского, обхитрил Султана Хивинского." И в Махтумканде знаменитый странник тоже попадает в переплет.
Друг Ходжи Насреддина – его Ишак, партнер, соратник, соавтор всех его приключений. "Животное, которое рядом с человеком. Да. И оно становится, оно его понимает полностью. Спасает", – комментирует актер Геннадий Краковский.
Чтобы передать атмосферу Средней Азии: колорит, архитектуру, традиционные одежды, художник-постановщик Мария Рыбасова обратилась к коллекциям Музея Востока и Британского музея, а ткани для костюмов привезли из путешествий. "Фактура – ту, которую сегодня увидит зритель на сцене. Она была привезена из Узбекистана, из разных других стран. Выискивалась, что называется, по крупицам, по ниточкам, по коврикам. Это очень важно", – делится художественный руководитель и главный режиссер "Театра Терезы Дуровой", народная артистка России Тереза Дурова.
В представлении Дарьи Лукьянченко восточные женщины тонкие, звонкие и покорные. Актрисе же, наоборот, пришлось сыграть властную и сильную правительницу, маму султана. Говорит: погружаясь в материал о Ходже Насреддине, поразила его популярность у многих народов. "Поразило больше, наверное, то, что в стольких народах он персонаж. Не только там узбеки, таджики – столько восточных народов, и он у них прям герой", – рассказывает актриса Дарья Лукьянченко. Придуманная история о Ходже Насреддине – лишь небольшой эпизод из его жизни. Жизни прославленного путешественника, которая вдохновляет до сих пор.