Историю создания и постановок "Евгения Онегина" Чайковского представляет Музей музыки

20 сентября 2024 09:40
Композитор взял из романа то, что было связано с душевным миром и судьбами главных героев Онегина, Татьяны и Ленского.

Пушкинский "Евгений Онегин" вошел в историю культуры в двух "вариантах": оригинальном поэтическом и оперном. Выставку, посвященную этим произведениям, подготовили в Музее Чайковского в Москве. Репортаж Марии Трофимовой.

Центральная опера Чайковского "Евгений Онегин" была написана менее чем за год. Композитор взял из романа то, что было связано с душевным миром и судьбами главных героев Онегина, Татьяны и Ленского. Это произведение он назвал "Лирическими сценами". "Эта опера, в которой Чайковский обрел себя как оперный композитор, где он выразился наиболее естественно и наиболее адекватно своему таланту, своему внутреннему настрою", – говорит ведущий научный сотрудник Российского национального музея музыки Александр Комаров.

Понимая, что сюжет оперы не "сценичен" и в нем мало внешнего действия, Чайковский был убежден, что на большой сцене постановка невозможна. Первое исполнение "Евгения Онегина" он доверил студентам Московской консерватории. Премьера прошла 17 марта 1879 года в Малом театре. "О студентах Чайковский выразился: "Там будут петь птенцы, но зато не будет рутины". Мы видим, что птенцы XIX века не совсем похожи на птенцов. Исполнители главных партий Чайковский определил сразу. Он сразу в письмах его были названы Мария Климентова –Татьяна и Сергей Гилев – первый Онегин. Но вот это первый Ленский – фамилия его Медведев", – рассказывает экскурсовод Российского национального музея музыки Галина Чарупа.

За 145-летнюю историю оперы – сотни постановок и интерпретаций. "Евгений Онегин" Бориса Покровского в Большом театре был абсолютным рекордсменом. Каждое представление там превращалось в соперничество двух групп поклонниц. Одни поддерживали Лемешева, другие – Козловского. Оба тенора исполняли партию Ленского. "Были лемешистки и были козловитянки. Значит, это были за Лемешева другие Козловского. Они, конечно, выясняли, кто из них там, кто из них лучше. Неважно. Это был такой настоящий фан. Вот сегодняшним языком – клуб почитателей таланта. Они спорили между собой, кто из них лучше. Но оба этих – мастера, они были настоящими мастерами. Мы даем возможность послушать голоса Лемешева и Козловского", – комментирует генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.

И, конечно, сам пушкинский роман в стихах вызывал не меньше дискуссий у современников. Совершенное, новое для русской литературы произведение. На его создание у поэта ушло более семи лет. На выставке первая глава, вышедшая в 1825 году, и прижизненное издание. Вот иллюстрации Николая Кузьмина, созданные к столетию романа. Легкие, изящные рисунки. Мастер изобразил детально каждую сцену, ее героев. За свою работу художник был удостоен Гран-при и большой золотой медали на Всемирной Выставки книги в Париже. Музыка и поэзия – история двух произведений. Финальная точка, в которой еще не поставлена.