Стройка историко-археологического центра на месте Троицкого раскопа не затронет уникальный культурный слой

23 сентября 2024 16:35
Музейщики не скрывают: успеть отработать такой объем за теплый сезон невозможно. Но и строить поверх уникального культурного слоя, по их словам, никто не собирается.

Волонтеры со всей страны приехали в Великий Новгород на помощь археологам после публикации в интернете. В ней утверждалось, что важный участок Троицкого раскопа в Великом Новгороде – под угрозой уничтожения из-за строительства Национального историко-археологического центра. В ситуации разбиралась Олеся Иванова.

Виктор Сингх работает на Троицком раскопе больше 20 лет, последние 15 – еще и руководит практикой студентов. Вот и в этом сезоне вместе с коллегами копает вглубь истории. Их зона ответственности – 220 квадратов, при хорошей погоде работы еще месяца на два. "Сейчас мы работаем в нормальном режиме, нет никакой истерии и не нужно разводить. Пока погода стоит и есть люди, будем работать", – сказал научный сотрудник исторического факультета МГУ, руководитель отряда МГУ на Троицком раскопе Виктор Сингх.

Истерия, о которой говорит ученый, это реакция на пост, опубликованный в интернете. Его автор – филолог Марцис Гасунс. В августе он приехал на раскоп в качестве волонтера, решил, что берестяные грамоты под угрозой и срочно нужны армии добровольцев. Иначе просто не успеть закончить раскоп до начала строительства археологического центра. "Когда есть проблемы, о них нужно рассказывать. Если людей не хватает, надо сказать: "Ребята, у нас тут работы немерено, людей не хватает". Если сроки уже начинают подходить к концу, надо же рассказать об этом", – уверен волонтер Марцис Гасунс.

По словам Марциса, все, чего он добивался, – привлечь внимание к проблеме. И вот уже в социальных сетях пишут, что средневековый Новгород сравняют бульдозером, в интернете появляется петиция с требованием остановить стройку, а на Троицкий раскоп едут волонтеры. Как правило, из Москвы и Петербурга. Им, конечно, спасибо – говорят археологи – за неравнодушие, но и у этой медали, как и у любой другой, две стороны. "Это даже хуже: гоняют волонтеров, которые приезжают на один-два дня, и каждому нужно объяснить, что делать. Они отвлекают от основной работы", – добавил Виктор Сингх.

Сегодня на Троицком раскопе трудятся 170 человек. В северной части – она визуально ниже – археологи дошли до слоев XI века, до материка осталось меньше метра. В южной – она визуально выше – исследуют культурный слой двенадцатого столетия. Там, что называется, еще копать и копать. Впрочем, по оценкам специалистов, уже сейчас работы выполнены на 70%. Музейщики не скрывают: да, есть сложности, и успеть отработать такой объем за теплый сезон, а площадь раскопа – 900 квадратных метров, невозможно. Но и строить поверх уникального культурного слоя никто не собирался и не собирается. "Сейчас наша задача только в одном – довести максимум, сколько возможно, в этом году, а что не возможно, что останется, то поверх этого никогда ни один фундамент не будет залит", – заявил генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн.

В идеале, чтобы отработать весь Троицкий раскоп без суеты и, что называется, по погоде, начинать нужно было еще год назад. Но денег на археологические работы предыдущее руководство музея почему-то не запланировало. "Для нормального производства работ нам нужно 12-15 месяцев в поле. Вот мы сейчас лишний раз в этом убеждаемся. В прошлом году у нас, к сожалению, не было возможности развернуться во всю ширь, потому что не было финансирования", – сообщила Ольга Тарабардина.

Если археологи не справятся и не успеют, музей будет обращаться в Минкульт с просьбой перенести стройку. Но пока никакой катастрофы не произошло, вопросы решаются в рабочем режиме, да и строительство уже начали. "Уже начаты разведки для подготовительного процесса на тех участках, которые доведены до материка. Я жду следующей петиции: прокопайте глубже материка, чтобы обнаружить возможные остатки динозавров и метеоритов", – прокомментировал Сергей Брюн.

Автор того самого поста в интернете, который спровоцировал весь ажиотаж вокруг Троицкого раскопа, уже принес свои извинения руководству музея за доставленные неудобства.