Музей декоративного искусства представляет "Монументальную мозаику Юга России"
Всероссийский музей декоративного искусства представляет исследовательский проект "Монументальная мозаика Юга России". Его результатом стало первое системное научно-популярное издание и выставка фотографий с мозаиками. О популярном в советское время элементе городского искусства – Юлия Струкова.
Мозаика мраморная, керамическая, смальта, стекло, плитка. Обилие техник и сюжетов. Советское монументальное искусство юга России шесть лет изучали несколько исследователей. Удалось зафиксировать и собрать информацию по 87-ми зданиям. Композиции, украшающие их, отражают богатство края. "На юге у нас есть максимальная, широкая типология сюжетов индустрии. И сельского хозяйства, само собой: это житница, кузница и здравница. И поскольку это здравница, это сюжеты курортные, отдыха, освоения природы, моря", – делится автор проекта, историк архитектуры Николай Васильев.
В 60-х – 70-х в мозаичном искусстве больше творческой свободы, чем в станковой живописи. С фасадами и интерьерами экспериментируют известные художники Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Владимир Замков. Мастера экспериментируют со стилем Гогена, Леже, Пикассо. "Это работы Владимира Эздекова. Семейный подряд, его дети участвовали как исполнители в создании этих мозаик. Это молокозавод в Нальчике. Мозаика, показывающая молочные реки такого вот изобилия", – демонстрирует творения автор проекта, историк архитектуры Николай Васильев.
Мозаики из душевых Новочеркасского молочного завода – отражение антиалкогольной кампании 70-х. Тогда появляется остросоциальная карикатура. Валентин Папко, чей эскиз панно о Владимире Высоцком отклонил Худсовет, в отместку создал произведение "Чиновники", изображающее своеобразное судилище. "Он пошел на определенный риск. Мозаика была запрещена, а авторитет большого художника сыграл свою роль. И смелость директора. И вот эта гигантская мозаика расположена в варочном цехе по производству и переработке сахарной свёклы. А вокруг кипят котлы", – рассказывает автор проекта, исследователь архитектуры Игорь Бычков.
Порядка 200 архивных снимков, эскизов, набросков вошли в издание о советской монументальной мозаике юга России. Его цель – привлечь внимание к памятникам, чтобы сохранить их. "На сегодняшний день большая их часть находится в полной власти у владельца здания, у руководителя здания. К примеру, можно взять больницу в городе Волжском, где по указанию главного врача великолепную мозаику просто снесли, стесали со стен, в чем, в общем-то, не было никакой необходимости", – говорит издатель Георгий Кучков.
Фотовыставка параллельно идет в Волггограде, впереди также показы в Нальчике, Краснодаре, Ростове.