Красноярские ученые установили даты создания старинных православных икон

26 сентября 2024 07:18
Некоторые оказались старше заявленного на 150 лет. Метод, который использовали специалисты для датировки религиозной живописи, для Сибири уникален.

Ученые Сибирского федерального университета сканируют торец иконы. Получают подробное изображение среза, по которому определяют дату создания священной картины. На экране: годичные кольца дерева. Специалисты измеряют их ширину и строят график. Все полученные данные сверяют уже с имеющейся библиотекой колец: прикладывают образец и определяют год.

Захар Жарников, старший научный сотрудник Сибирской дендрохронологической лаборатории СФУ:

"Самая старшая – это вот икона Николая Чудотворца. Дата её 1743 год по дереву. Это дата последнего прижизненного кольца. Когда мастер готовил заготовку, он, конечно же, лубяную часть удалял и оставлял саму древесину, поэтому здесь мы можем только предполагать".

А вот искусствоведы относили эту икону к первой половине 19-го века. Всё потому, что специалисты судят о дате по тому, в каких техниках работал мастер и какие краски использовал. Однако изображение неоднократно переписывали. Датой рождения иконы считается именно год создания доски.

Елена Шаклеина, искусствовед, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, эксперт по культурным ценностям при Министерстве культуры РФ:

"В клейме изображение архангела Михаила. Обычно икону заказывали для храма. Заказчик оставался тоже на иконе, изображался его Тезоименный святой – эту икону заказывал Михаил".

У всех икон разная судьба: одну помогли выкупить в антикварном магазине прихожане, другую в начале 90-х нашли под землей на старой бане, у третьей и вовсе загадочное происхождение.

Алексей Язев, настоятель храма Святой Троицы в Емельянове:

"Мы полагали, что это, скорее всего, сибирская икона, но дендрохронологии нам сказали, что неместное это дерево. Мы будем искать, откуда она к нам пришла. Это может быть Томск, это может быть Тобольск. Меня ругают: "Батюшка, возвращай икону! Уже месяц её нет, мы как-то плохо себя чувствуем".

С помощью дендрохронологических методов, религиозную живопись в Красноярске датировали впервые. Это лишь первые результаты. В дальнейшем можно, например, провести инфракрасное и ультрафиолетовое излучения или сделать рентгеновские снимки – так мы увидим исходник иконы.