В Новосибирске исследование среди детей-мигрантов привело к неожиданным итогам

27 сентября 2024 04:46 ГТРК "Новосибирск"
Целью педагогов-психологов было не просто выяснить статистику, но и разработать методики работы с иностранными учениками и варианты решения социальных конфликтов.

Большинство детей мигрантов, которые садятся за парты новосибирских школ не знают русского языка. Результат масштабного исследования, которое охватило разные регионы страны, представили в Новосибирском педагогическом университете. Обучение детей иностранцев стало главной темой научно-методического семинара. Некоторые данные очень удивили специалистов.

"Часть детей не понимают не только русского, но и своего письменного не знают. Это стало для нас открытием! Хотя мы могли бы догадаться. На что они опираются в процессе обучения? Иногда ни на что! А это грустно, скучно, одиноко. Попробуй, просиди пять или шесть уроков и не заскучай, если ты почти ничего не понимаешь", – рассказала руководитель исследования, заведующая кафедрой социальной психологии и виктимологии факультета психологии НГПУ Марина Кошенова.

В исследовании приняли участие почти полторы тысячи учеников начальной школы из семей мигрантов. Целью педагогов-психологов было не просто выяснить статистику, но и разработать методики работы с такими детьми. Опытом поделились учителя школы № 194 Новосибирска, куда каждый третий ребёнок приходит без знания русского языка. С ними педагоги занимаются сверхурочно.

"Дети визуалы. Они увидели и запомнили, поэтому у нас очень много визуального материала, видео – разработанные нами и скопированные. Чтобы дети наглядно видели материал, которые мы им объясняем", – поделилась секретом методики обучения учитель начальных классов школы № 194 Новосибирска Марина Петри.

В Новосибирске есть несколько школ, где детей-мигрантов среди учеников – большинство. В каждой – свои методики преподавания. Сложнее адаптация маленьких иностранцев проходит там, где они в меньшинстве. Обучать работе с такими особенными учениками, уверены авторы исследования, необходимо всех педагогов.

"В связи с тем, что их мало, то и получается, что школа не ставит на первое место эту проблему. И тогда педагоги и администрация школы в это не вовлечены, все и об этом говорят мало. И учитель сталкивается с проблемой в классе, в которой учится такой ученик, один на один", – пояснила нюанс проблемы профессор кафедры педагогики и психологии Института истории гуманитарного и социального образования НГПУ Зоя Лаврентьева.

В октябре специалисты новосибирского педуниверситета приступят к новому этапу исследования. Итогом должны стать единые для школ методики обучения детей-мигрантов и варианты решения социальных конфликтов в детских коллективах, где есть иностранные ученики.