День города отмечает сегодня Краснодар

28 сентября 2024 10:01
В годовщину образования кубанской столицы – о ее прошлом и настоящем.

Столица Краснодарского края отмечает 231 год с момента основания. После того, как Екатерина II выдала Черноморскому казачьему войску Жалованную Грамоту на вечное владение кубанскими землями, в 1793 году казаки добрались до урочища Карасунский кут (сейчас здесь находится парк Городской сад) — места, откуда и началась история современного Краснодара. Если в сентябре 1794 года в городе было 9 домов, 154 землянки и 75 "хат на верси", то в 2024 году — это мегаполис-миллионник, который стал деловым центром Юга России. Все мы любим сравнивать и оценивать: себя, других. Такой подход — хорошая возможность наглядно увидеть изменения вокруг. Работает это не только с людьми. Поэтому собрали для вас самые яркие перемены Краснодара за 10 лет.

Население.

Численность населения для города — это как размер джипа у бывшего одноклассника на встрече выпускников. Такой же символ успешности. Количество жителей — наглядный показатель социально-экономического развития. Никто не будет переезжать в то место, где нет перспектив. В 2014 году в Краснодаре, по данным Краснодарстата, жили 893 347 человек. Уже через четыре года столица региона получила статус города-миллионника (прим. ред. в 2018 г. о статусе города-миллионника объявили в Краснодарстате, Росстат признал это лишь в 2021 г. по результатам переписи). Так Краснодар вошел в элитный клуб. В России всего 16 мегаполисов, где живут более 1 млн человек. По последним официальным данным, в январе 2024 года в кубанской столице жили 1 243 839 человек. То есть за десятилетие население выросло более чем на четверть. Таким образом, Краснодар по этому показателю обогнал своего главного южного конкурента – Ростов-на-Дону, где в начале 2024 г. жили 1 млн 140 тыс. человек.

Инвестиции.

Не только погода привлекает перебраться в Краснодар, но и бизнес-климат. Город по многим показателям можно считать Манхэттеном Юга России. Здесь во многом сосредоточена вся деловая жизнь. Уже в далеком 2014 году предприниматели распробовали на вкус кубанскую столицу. Объём инвестиций достиг 180 млрд рублей. Это и по нынешним меркам высокая планка. Впрочем, которую удалось задрать ещё выше. В прошлом году в экономику смогли привлечь 195,6 млрд рублей — и это почти треть от всех денег, которые вкладывали инвесторы на Кубани. Чтобы понять, много это или мало, достаточно представить, что 195,6 млрд руб. = почти трём годовым бюджетам Ростова-на-Дону. Один из самых крупных инвестпроектов Краснодара на данный момент — концессионное соглашение по модернизации сетей водоснабжения. Их износ серьезный, поэтому и сроки обновления впечатляющие. Договор рассчитан до 2071 года (тогда Краснодару исполнится 278 лет). За это время инвестор собирается вложить 100 млрд рублей и реконструировать 116,8 км водопроводов и построить 61,2 км сетей водоснабжения. На радость потомкам.

Зарплаты. Деньги. Безработица.

Если бы машина времени существовала, то вернуться в 2014-й на ту же зарплату точно никто не захотел бы. В среднем краснодарец десятилетней давности в месяц получал 36347 руб. Интересно, чтобы он сказал, узнав тогда, сколько жителю города будут платить в будущем, то есть сейчас в 2024 году? Средняя зарплата на данный момент 87063 руб. Здесь сразу ответ на вопрос: "Где взяли такие цифры, фантазеры?". Понятно, что в росте зарплат надо учитывать и уровень инфляции за все время. Тем не менее, нельзя отменить тот факт, что экономика города развивалась и позволила предприятиям повышать заработные платы. Для наглядности, инфляция в России в августе 2014 г. – 7,55%; в августе 2024 г. – 9,05%. А вот доходы краснодарцев за это время увеличились примерно на 58%. Да, с тотальным ростом цен. Но тут, как говорится, одно без другого. Краснодар, кстати, оказался очень трудолюбивым городом. Уровень безработицы в августе 2024 г. составил всего 0,1% от всех трудоспособных граждан. Для сравнения, в Омской области в июле это было 3%. Бурный рост населения Краснодара — высокий уровень безработицы в Сибири… Хорошо, что мы не конспирологи, иначе можно было подумать, что всё это как-то связано.

Дети Краснодара.

Что точно объединяет сквозь десятилетие Краснодар прошлого и Краснодар настоящего, так это очереди в детские сады. Так уж вышло, что малыши в городе (во многом из-за переезда их родителей) появляются гораздо быстрее, чем здания новых садиков. Всё это время с проблемой отчаянно борются. И, объективности ради, это не похоже на сражение с ветряными мельницами. Детских садов действительно стало больше. Если в 2014 году их было 159 (муниципальных), то в 2024 году – 185 (это не считая частных дошкольных учреждений). Но важнее даже не эти цифры, а то, сколько новых детсадов строили тогда и сейчас. А это уже другая эволюционная ступень. Десять лет назад за год в столице региона открыли шесть блоков, рассчитанных на 280 мест. А теперь внимание: только самый маленький детсад, который строят в городе сейчас, вмещает 180 малышей. А самый большой 380. По информации мэрии, в данный момент в Краснодаре возводят 43 современных детских сада на 12 445 мест. Существует лишь один нюанс. Маленькие горожане после садиков имеют привычку идти в школы. С нехваткой которых борются по тому же принципу. Число школ в Краснодаре: 2014 г. – 92 школы; 2024 г. – 117 школ ( в том числе частные, коррекционные, школы-интернаты) Ко Дню знаний в 2024 году в кубанской столице одновременно открыли десять новых школ почти на 12 тысяч мест, что стало для города рекордом. И, возможно, не последним. Сейчас в процессе загрузки находится еще 21 школа на 26400 мест.

Общественный транспорт: из прошлого в будущее.

Городской электротранспорт в Краснодаре — это как машина времени. В том смысле, что трамваи и троллейбусы с прошлого века, не сходя с пути, едут в будущее. Первые трамвайные линии в Екатеринодаре открыли еще в 1900 году. Первая троллейбусная линия в центре Краснодара открыта в 1950 году. Столица Кубани — один из тех городов России, где не просто смогли сохранить такой способ передвижения, но и развивают его дальше. Если вернуться к последней десятилетке, то городской электротранспорт стал той сферой, где произошёл, можно сказать, квантовый скачок. В 2014 году в Краснодаре закупили всего один низкопольный троллейбус (с кондиционером!). Далеко с таким обновлением не уедешь. Чего не скажешь уже о 2024 году. В этом году новые машины стартуют по маршрутам со скоростью болидов. Экологичный автопарк увеличился на 23 электробуса и 20 трамваев (10 из них уже вышли на линии, еще 10 готовятся). Новым трамваям – новые рельсы. В 2022 году впервые за двадцать лет в Краснодаре открыли новую ветку — трамвайные пути появились в Музыкальном микрорайоне (по ул. Московской от Солнечной до Петра Метальникова). И это, действительно, редкость, когда маршруты не сокращают, а добавляют. И до конечной остановки в этом вопросе, кажется, еще далеко. Ощущение, что Краснодар пытается добраться до звания трамвайной столицы России. В городе уже приступили к масштабному проекту строительства Западной трамвайной линии (Западное депо – ЖК "Немецкая деревня" – спорткомплекс "Баскет-Холл" – ул. Московская). По концессионному соглашению до 2026 года появятся 35,6 км новых путей и 100 современных вагонов. В планах протянуть ветку и в микрорайоне Гидростроителей по улицам Мачуги, Автолюбителей, Невкипелого до пересечения с ул. Снесарева. Но до конкретных шагов дело пока не дошло. Но и время до следующих юбилеев города ещё есть.