Выставка современного искусства "Сотворение мифа" открылась в Москве

28 сентября 2024 19:33
В кураторских кругах ее уже назвали "100 лучших художников России".

"Сотворение мифа" – новая выставка открылась в пространстве фонда культуры "Екатерина". Она объединила около сотни российских художников – признанных мастеров и новых авторов. У работ общая исследовательская задача – понять, что такое миф и каково его место в современном искусстве. Продолжит Юлия Кундрюкова.

Два этажа и семь залов – о сотворении мифа в современном искусстве. Экспозиция как исследование. В кураторских кругах ее уже назвали "100 лучших художников России". Возможно, не без иронии, но по факту кураторы постарались объять необъятное. "Миф – это своего рода побег от реальности. А с другой стороны, миф – это сотворение новой реальности. И здесь получается интересная двоякая игра: одни художники констатируют факты и пытаются сбежать от них, другие говорят: мы придумали новый мир", – рассказала куратор выставки Наталья Гудович.

Возделывать свой сад призывает художник Андрей Шкарин. Вместе с коллегой Марией Ефимовой они создали серию "Мой сад" – о том, что мир каждого человека концентрируется на собственном опыте и переживаниях, и это всегда субъективно. У каждого – свой миф, который часто скрыт от посторонних, но иногда это укрытие – лишь стеклянный прозрачный колпак. "Мы создаем их как некие автобиографические заметки, как дневники. Но не в текстовом виде пытаемся запечатлеть наши впечатления, а в виде визуальных образов, которые зритель может считать совсем по-другому, чем мы их закладывали, но тем самым сотворить свой собственный миф", – пояснил художник Андрей Шкарин.

Работы Елены Сарни из серии "Городские хоругви". Она стремится избавиться от стандартного для живописи подрамника и помещает рисунок на условные флаги. Елена большую часть жизни прожила в Нью-Йорке и говорит, что западное современное искусство давно отошло от академических знаний и снова изобретает велосипед, тогда как в России опора на многовековые знания и традиции до сих пор есть, а это может сделать художника свободнее. "Рисунок, живопись – это были вещи совершенно разнесенные. Разные типы перспектив, например, всегда между собой конкурировали – европейская перспектива, египетская перспектива, обратная перспектива. Сейчас, мне кажется, это всё соединимо в одном пространстве", – поделилась художница Елена Сарни.

В каждом из залов исследуют разные мифы. В этом, например, миф о русском. Самосознании, внешней атрибутике – как на работе Владислава Мамышева-Монро, или о русском языке – как в серии Андрея Попова. Для Егора Кошелева вопрос лежит еще глубже: современный человек, по его мнению, вынужден уживаться со своей первородной природой и природой мировой культуры. И часто их столкновение травматично, как на этой работе "Банный день", где герой картины, придя в парилку, оказывается во власти статуй. "Культура – это настолько мощное явление, что оно действительно может в определенных ситуациях исхлестать нас до крови", – считает художник Егор Кошелев.

Исследуют на выставке и миф о сновидениях. В эту тему включили работу Игоря Макаревича и Елены Елагиной 1990 года. Для современного искусства миф – это своего рода коллективный сон, в котором часто немало абсурда. Как в работе Владимира Дубосарского из серии "Дорогой Ильич". Выставка доказывает, что искусство без мифа невозможно. Слишком большой культурный багаж накопился за время существования человечества, чтобы его игнорировать.