Мастерица из Волгоградской области показала, как сделать русскую куклу-оберег
Едва ли не каждая куколка мастерицы умещается в ладошке. Она делалась специально – "на счастье". Здесь смысл такой же, как в мудрой притче про веник: в косе не только краса, но и сила семьи.
"Сломай его – это невозможно, разбери по ниточкам – и веник ломается. Вот так, что коса, что веник! В единстве наша сила", – говорит мастерица Наталья Козловцева.
Наталья Козловцева по профессии музыкант. Раньше обучала игре на деревянных духовых инструментах, но пришлось переквалифицироваться. К сожалению, популярностью они не пользовались.
"Приехала преподавательница, которая вела прикладное. Я загорелась. Научилась вязать крючком, связала себе кичку к казачьему костюму. Кичка – это головной убор казачий, они собирают куль и прячут под вязанной шапочкой", – рассказывает мастерица Наталья Козловцева.
Теперь уже почти четверть века она ведет класс декоративно-прикладного творчества в Иловлинской детской школе искусств. Делится с ребятами всем, что открыла сама. Как делали предки традиционную русскую куклу, а еще какой смысл вкладывали в казалось бы нехитрое творчество. Такая игрушка – не просто развлечение, а значимый оберег, сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".
"Кукла "день – ночь" делалась. Кто первый вставал, белым наверх поворачивал, кто последний ложился – темным. Мужчины были либо на пахоте, либо на войне. Чтобы дом защитить, дети и старики оставались дома, и эта кукла тоже защищала дом. Брали палочку, тряпочкой привязывали, делали руки, и она пошла. Нарисовали угольком веселое лицо – она веселая пошла, горе у нее – помыли, угольком нарисовали. Глаза – это зеркало души, а кукла – это, наверное, зеркало сердца. В плохом настроении вообще нельзя никаким рукоделием заниматься – нитки будут рваться, кукла убегать", – поделилась Наталья Козловцева.
Теперь это и профессия, и увлечение. Мастерица освоила самые разные материалы. В прежние времена для изготовления шла любая тряпочка да ниточка, на кукол и солома годилась. Исходный материал – рожь – Наталья специально выращивает в огороде.
Соломенные трубочки замачиваются, становятся податливыми. Можно сделать аппликацию. Или "карусель" на детскую колыбельку.
"Ребенок так гулил, махал ручками и ножками, она крутилась", – говорит мастерица Наталья Козловцева.
Кукол хранили в сундуке и подвешивали в красный угол. По их набору в доме можно было узнать состав семьи. Между родителями – детки.
"Вязанное – подарок домовому. Еще лапотки, лапти, вешаются на двух гвоздиках, потому что на одном он будет шалить и ругаться. И вот задобрить его – кашки, денежки, божья коровка", – отмечает мастерица Наталья Козловцева.
Мастерице в помощь швейная машинка – заслуженная, еще бабушкина. В последнее время Наталья увлеклась еще "лоскутной пластикой".
Становится популярной техника, при которой лоскутки не подбираются по цвету, а настрачиваются хаотично. Кажется, на такое изделие можно засматриваться часами.
"Не скучно жить, не хватает времени. Как ни гляну – полпервого. Сейчас еще огород и закрутка. У меня сегодня банка взлетела с огурцами", – делится мастерица Наталья Козловцева.
Имея сноровку, традиционную куклу-"закрутку" можно смастерить за считанные минуты. Два лоскутка – один на другой.
"В центр ватку положим, формируем голову. Добавим побольше – маловато мозгов", – смеется мастерица Наталья Козловцева.
Потому и закрутка, что каждый элемент не сшивается, а прикручивается красной ниткой: три оборота – три узла.
"У меня мальчик учился, он так вязал хорошо. Потом окончил медицинский. Когда работал на скорой, во время дежурств вязал", – рассказывает мастерица Наталья Козловцева.
Ручки связываются, а в них узелок – обязательно в клеточку. Это – кукла-"подорожница", которую брали с собой в путь. Ее хранили в торбочках и чемоданах, чтобы оберегала от беды.
"Чтобы подолом не мела грязь, подкруглим. И вот она кукла. Несколько тряпочек, десять минут, а сколько нежности, сколько смысла. Вот она, пошла в дорогу", – говорит мастерица Наталья Козловцева.