"Гамлет" в Казани

01 октября 2024 16:41
Так местный театр открыл сезон.

"Гамлет" – спектакль не о прошлом и не об Англии, а о нас", – так говорит режиссер постановки и художественный руководитель Казанского русского большого драматического театра имени Качалова Александр Славутский. Этим "нашим" "Гамлетом" театр открыл новый сезон. Из Казани – репортаж Валерии Кудрявцевой.

В Казанском русском драматическом театре имени Качалова, где в основе репертуара проверенная временем русская и зарубежная классика, Шекспир, конечно, неоднократно возникал в афише. Однако Александр Славутский обращается к нему впервые. Время пришло. Во всем здесь отсыл ко дню сегодняшнему. "Для меня Гамлет – абсолютно современная пьеса. Потому что решает вопросы совести. 01.44 С одной стороны – пьеса о государстве, о социальных вопросах, о том, как переплетаются семья и государство, с другой стороны она человеческая очень", – говорит народный артист России, художественный руководитель, директор Казанского академического русского Большого драматического театра имени В. Качалова Александр Славутский.

Перед каждым выходом на сцену артисты снова и снова вместе с хореографом Сергеем Сентябовым проходят сцены танцев и песен, которыми насыщен спектакль. Все под внимательным взглядом режиссера. В день, когда играется "Гамлет", актеры приходят в театр за несколько часов. Кроме прогона танцевальных сцен много времени уходит на грим – яркий, эффектный, заостряющий внимание на лицах персонажей. Для Гамлета это еще и парик. Принц Датский в спектакле черен, длинноволос, очевидно странен. Для этой роли Павел Лазарев научился играть на флейте и вспоминал обстоятельства собственной жизни. "Вспоминал молодость. В целом изучал много материала по Шекспиру, по Гамлету", – признается заслуженный артист Татарстана.

Много времени в подготовке постановки занял застольный период. В итоге вышла авторская инсценировка на основе перевода Пастернака. Линии героев стали предельно ясны и прозрачны. Как и их мотивы. "Клавдий, которого я играю – фигура условная. Она не несет никакого функции. Мы эту линию углубили, прояснили, потому что очень хотелось понять мотивы, истоки его поступков, они все-таки должны быть. И мне кажется, что наш Клавдий – это не совсем Клавдий, это плюс Макбет, плюс Ричард III и даже плюс Борис Годунов Пушкина немножко", – рассуждает народный артист Татарстана Илья Славутский.

Каждый в этой истории мечтает о власти и каждый платит за свои мечты. Офелия – не исключение. Уже после премьеры у героини неожиданно появилась новая прическа. "Александр Яковлевич сказал: почему бы ей не сделать дреды? И мы сразу на следующий день сделали. И он сказал: вот оно. Я думаю, это связано с тем, что Офелия не должна быть типичной героиней. Это достаточно волевая, амбициозная девушка, которая хочет стать королевой", – делится актриса Регина Габбазова.

В этом "Гамлете" необычно больше реплик получили могильщики. Они говорят цитатами из разных пьес Шекспира, выступая в качестве резонеров. Их задача, кажется, еще больше приблизить действие шекспировской истории к сегодняшнему дню. И публика на это откликается живо.