Новгородский музей-заповедник представил выставку "ВТО – Великие толкователи Онфима"
Взгляд новгородских исследователей в соавторстве с китайским ученым Лином на творчество мальчика Онфима, чьи рисунки дошли до нас из 13-го века, через новейшие разработки искусственного интеллекта поражает воображение своими результатами. И далеко идущими выводами, которые взяли на себя смелость сделать авторы проекта.
"Занимаясь именно проблематикой иконографии, которая встречается на берестяных грамотах Онфима, и на самом деле, как эта иконография проходила по Ганзейскому торговому пути в Европу. Как она отражалась и в северном Ренессансе, как она, в принципе, дошла до Рима, что мы и видим на примере опять же Сикстинской капеллы. То есть на самом деле это прямое западное заимствование русской иконографии", – сказал генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн.
Сразу стоит сказать: и авторы проекта, и публика, которой его представили, люди с изрядным чувством юмора. Потому как и те, и другие без всякой предварительной договоренности включились в эту веселую и добрую мистификацию. Ведь нельзя же, на самом деле, всерьез полагать, что наш Онфим – предтеча всего искусства средних веков да и дальнейших его периодов. Но ведь всем известно: в шутке – лишь доля шутки. Остальное – повод задуматься о тех коллизиях, что породил своим появлением искусственный интеллект. Ведь важнейшее его применение сейчас – работа с изображениями. Искусственный интеллект легко преображает уже существующие картины и так же легко создает новые по текстовому описанию. И как определить, что из увиденных зрителем полотен имеет художественную ценность, а что – нет?! Особый подарок публике на вернисаже – размышление на эту тему почетного гостя выставки, известного российского писателя и исследователя древнерусской литературы Евгения Водолазкина. Он тоже счел возможным стать на время Великим Толкователем Онфима.
"Принято считать, что основным компонентом творческой манеры Онфима, придающего его полотнам особую экспрессию, являются пальцы. Прежде всего, они оказали влияние на фольклор. Несомненно, выражение "смотреть сквозь пальцы" является эхом онфимовой графики. Пальцы в изображении новгородского самородка – тонкие и изысканные. Хотя, по мнению некоторых, напоминают грабли", – сказал Евгений Водолазкин.
Очень надеемся, что изящное, полное юмора эссе Евгения Водолазкина будет опубликовано автором, чтобы им смогли насладиться и те, кто не попал на открытие выставки.
Лилия Кудряшова