Церковь XVI века восстановили в Кирилло-Белозерском монастыре

04 октября 2024 16:21
В храме открыта постоянная экспозиция.

В Кирилло-Белозерском монастыре – крупнейшей в Европе православной обители – завершена реставрация Церкви Преображения Господня XVI века. В храме уже прошла первая за двести лет служба. Как изменилась церковь после окончания работ – расскажет Александра Антушевич.

Нарядный иконостас – светлый, яркий и праздничный – произведение мастеров XVI века. Тябла, на которых стоят иконы и "царские врата", созданные за пару лет до начала Смуты – тоже сохранились в целости. Произведения русского средневекового искусства из музейных запасников возвратились домой – во второй надвратный храм Кирилло-Белозерского музея-заповедника – церковь Преображения Господня. Недавно здесь завершилась масштабная реставрация. Эксперты полагают, что над иконостасом трудились мастера из крупного северного художественного центра. "Царские врата, храмовый образ "Преображение Господне" и икона Николая Чудотворца принадлежат ведущему мастеру данной артели. Об этом говорит большое количество золота, склонность к миниатюрам, особенно хорошо это видно по царским вратам", – говорит Людмила Мякушева.

Великолепие иконостаса подчеркивает удачное естественное освещение. Этому способствует смещения барабана от центра к востоку. Храм строили над существующими вратами, вписывали в архитектурный ансамбль, поэтому, как сказали бы сегодня, в типовой проект пришлось внести изменения. В других церквях такого же склада – четыре столпа. Здесь – только два. "Реставрация проходила очень долго. Еще в 2015 году это все начиналось. Проведены работы по усилению фундаментов, очистке фасадов", – рассказывает зав. отделом реконструкции, капитального ремонта и реставрации Кирилло-Белозерского музея-заповедника Светлана Гурина.

Церковь, построенную кирилловскими каменщиками в 1595 году, восстанавливали специалисты из Москвы. Кроме храма, комплекс включает крытую паперть и так называемую палатку, в которой пекли калачи и просфоры. Реставраторам удалось вернуть изначальный уровень пола. До этого долгие годы здесь был деревянный настил. Ступеней не было. При раскрытии обнаружили и сохранили покрытие XVI века, по которому воссоздали остальную площадь пола. Церковь была построена по греческому канону, который предполагает три входа. Климат северный, суровый, поэтому в XVI веке пользовались только одним входом – западным. На стенах Преображенской церкви сохранились два киота с монументальной живописью – композиции "Преображение" и "Происхождение честных древ". В храме открыта постоянная экспозиция. Однако в этом году впервые за последние два века здесь снова начали проводить богослужения.