Релоканты потускнели и растеряли пацифистский дух
Сколько причитаний было тогда? И страна наша – агрессор. И как же это так – бомбить соседей. Взять хотя бы коллективное воззвание от 24 февраля: "Мы не хотим, чтобы наши дети жили в стране-агрессоре, чтобы они стыдились того, что их армия напала на соседнее независимое государство. Мы требуем прекратить эту войну".
Где эта борьба за мир сейчас? И почему Макаревич (признан в России иноагентом) не требует "прекратить сумасшествие немедленно"? "Почти у каждого россиянина на Украине есть либо друг, хотя бы один, либо знакомый, либо родственник. И сейчас мы в них стреляем. Что вообще происходит? Прекратите сумасшествие немедленно. Всеми силами", – воззвал Макаревич.
А, это же – другое. И Донбасс вообще-то, по Макаревичу, "сам начал". Вот фрагмент из интервью:
- Вы записали довольно эмоциональное обращение. А чем вызвана именно такая позиция?
- А как вы сами думаете? Считаете, что все нормально?
- Ненормально в каком плане?
- Россия выступила в роли агрессора и напала на страну, которая на нее не нападала. Этого недостаточно?
- А такое же обращение вы записывали к Украине по поводу нападения на жителей Донбасса?
- Вам не кажется, что Донбасс в свое время сам все это начал?
А где пламенное слово пацифиста Галкина (признан в России иноагентом)? "С раннего утра на связи с родными и друзьями с Украины. Не передать словами, что я чувствую. Как это все возможно? Не может быть оправданий войне. Нет войне!" – вот так он реагировал в 22-м.
Почему Шендерович (признан в России иноагентом) не требует переноса военных действий на территорию Израиля? Его слова от 16 июля 2022 года: "Только перенос военных действий на территорию России. Сделать так, чтобы россияне, наконец, стали чувствовать последствия своей преступной глупости, своего преступного идиотизма. Думаю, это единственное, чем можно приблизить окончание войны в реальности".
А где призывы Ходорковского (признан в России иноагентом) к израильтянам – сопротивляться войне всеми способами? 24 февраля 2022-го он заявлял: "Участие в антивоенном движении, саботаж приказов хунты, способствующих войне, — долг каждого порядочного человека".
Где благотворительные концерты Бориса Гребенщикова (признан в России иноагентом)? Летом 22-го он говорил: "Я играл в Берлине у Бранденбургских ворот, и это мероприятие собрало 12 миллионов худо-бедно, когда тоже пошло на помощь Украине. Украине на помощь. Россия варварски, чудовищно, непристойно напала на Украину. Одно государство в центре Европы напало на другое. Весь мир молчит и стоит в сторонке, и нервно курит. Вы всерьез можете считать, что можно общаться с людьми, которые выступают за уничтожение другой страны?".
Где антивоенное движение в Израиле под командованием лауреата Нобелевской премии мира Дмитрия Муратова (признан в России иноагентом)? "Только антивоенное движение россиян может спасти жизнь на этой планете", – говорил он.
Да, в октябре 2023 года ХАМАС совершил на территории Израиля жесточайший террористический акт. В заложники тогда взяли 250 человек. Но можно ли назвать соразмерным ответ Израиля? Для Макаревича с этим проблем нет: "Сегодня завершили тур по Германии и завтра летим в Лондон. Желаю удачи нашим бойцам и считаю часы и дни до нашей победы. Пожалуйста, будьте живы".
Комика Михаила Шаца (признан в России иноагентом) новый патриотизм просто распирает: "Это настоящая война, и в это время я хочу быть здесь и помочь Израилю победить. А в том, что Израиль победит, у меня нет никаких сомнений".
Комик Галкин – тоже в деле: "Сегодня в 6:30 мы проснулись от сирен. Тяжелое время для Израиля. Соболезнования погибшим и их семьям. Молимся за оказавшихся в заложниках. Израиль победит!".
Комик Галкин также обнаружил в себе новое чувство – близость к народу: "Мы не улетаем. Мы с Аллой, наши дети, мы хотим поддержать израильский народ в эту действительно тяжелую, трудную минуту, это большое горе. И, конечно, мы гордимся тем, что мы имеем теперь отношение к такой сплоченной нации. Те, кто спрашивает, почему я не на фронте, я могу сказать, что, если бы я служил в армии Израиля, и были хоть какие-то основания, чтобы я мог пойти сейчас защищать Израиль, я бы пошел. Но у меня есть возможность по-другому поддержать страну. Я пойду сдавать кровь, я буду помогать. Я думаю, что израильтянам, которые говорят по-русски, важно, что мы с Аллой сегодня здесь. В сложное время для Израиля. В тяжелое".
Новые израильтяне – певец и композитор Семен Слепаков (признан в России иноагентом) и актер Анатолий Белый (признан в России иноагентом) тоже крепят боевой дух наступающей армии.
Слепаков: "Сил и мужества военным, освобождения пленным, выздоровления раненым, соболезнования потерявшим родных и близких. Единства и мира Израилю".
Белый: "Израиль выстоит. Израиль победит. Добро и любовь всегда побеждают".
Всему миру видно, что Израиль ведет боевые действия жесточайшим образом. Бомбы сыпет неизбирательно, разрушая с большим запасом. Лишь в Палестине за год Израиль убил 42 тысячи человек. Раненых – под 100 тысяч. Газа превратилась в выжженную, непригодную для жизни груду щебня.
А Израиль бомбит уже другую соседнюю страну – Ливан. Счет погибшим – на тысячи. Началась сухопутная операция.
А что же некогда наши пацифисты-патриоты Израиля? Демонстрируют характерное для них двоемыслие. По ним, так Израилю – можно всё. А матушка-Россия заведомо и всегда будет виноватой. Есть в этом какая-то и глупость, и даже дремучая бестактность.
Вообще, надо сказать, каких-то сильных чувств релоканты не вызывают. Наверное, потому что, когда еще были здесь, то многие из них казались словно ярче. А там – вдруг потускнели. Да и как-то не говорят о них. Нет такой темы.
Хотя в истории России эмиграция вообще порой вызывала довольно острые дискуссии. Вот, например, с каким жаром и бескомпромиссной категоричностью касается темы большой русский философ и публицист Василий Розанов. Это 1913 год. Статью, которую сам Розанов назвал "воплем отчаяния", он озаглавил "Не нужно давать амнистию эмигрантам". Тогда речь шла об эмиграции по результатам первой русской революции – 1905 года. Эмиграции революционеров. Ситуация тогда с этой темой была, конечно же, острее, но какие-то аналогии все же есть.
Итак, Василий Розанов об отношении к эмигрантам: "Что же нам делать с этими детьми, проклявшими родную землю, и проклинавшими ее все время, пока они жили в России, проклинавшими устно, проклинавшими печатно, звавшими ее не "отечеством", а "клоповником", "черным позором" человечества, "тюрьмою" народов, ее населяющих и ей подвластных?".
Ответ Розанова – не пускать их обратно, атмосфера здоровее будет: "Переехав сюда, они сейчас же найдут применение талантам и врожденному усердию нашептывать, внушать, распространять. Они будут нашептывать нашим детям, еще гимназистам и гимназисткам, что мать их — воровка и потаскушка, что теперь, когда они по малолетству не в силах ей всадить нож, то, по крайней мере, должны понатыкать булавок в ее постель, в ее стулья и диваны; набить гвоздочков везде на полу, и пусть мамаша ходит и кровянится, ляжет и кровянится, сядет и кровянится. Эти гвоздочки они будут рассыпать по газеткам. Не будет. Не будет гадостей. И эмигранты не вернутся".
И далее – со всей страстью: "Дом" их сожжен ими самими. Сожжен ими в сердце своем. Нет у них "родной земли". Нет им ни жизни, ни могилы в проклятой, "отреченной" земле. Отреклись — пусть отречение будет полным. Ни киселя, ни помады, ни крапленых карт".
Конечно, так вопрос не стоит – пускать или не пускать кого-то обратно. Но Василий Розанов по теме наши представления все же обогащает.