Выставка фламандского натюрморта открылась в Музее имени Пушкина

08 октября 2024 16:00
О мастерах, умевших оживлять "мёртвую природу".

"Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века". Выставка, которая представляет этот жанр искусства в эпоху его расцвета, открылась в Музее имени Пушкина. О мастерах, умевших оживлять "мёртвую природу" – Алия Шарифуллина.

Это далеко не "мертвая природа", как дословно переводится "натюрморт". Эти полотна будто звучат, источают ароматы, в них есть движение, они полны жизни. Это скорее "nature vivante". Впрочем, о термине "натюрморт" во Фландрии XVII века не имели никакого понятия. В старинных инвентарях коллекций и аукционов об изображениях такого рода речь шла просто о "вазе с цветами", "охотничьих трофеях", "атрибутах мирской суеты". "Разница между католическим восприятием мира и протестантским. Голландцы – протестанты, поэтому там будет надкусанный хлеб, немного попорченные фрукты, отпитый бокал вина. А у фламандцев – Господи, спасибо тебе за то, что мы можем все это съесть!", – говорит директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачёва.

Изобилие на грани хаоса. Столы ломятся от экзотических фруктов или дичи, драгоценной посуды. Перед нами золотой век фламандской живописи. Это эпоха процветания, длительные религиозные войны, вызванные Реформацией, окончены. Наступило время спокойствия, зажиточности, появления новых диковинных предметов, обусловленное Великими географическими открытиями. Этим хотелось не только обладать, но и гордиться. Появилось целое направление, обозначаемое нидерландском словом "pronk" – не только "хвастаться", но еще и "щеголять", "роскошествовать". Отсюда на этих полотнах такая щедрость и сытость. Впрочем, "Натюрморт с лебедем" Франса Снейдерса, конечно, не про еду. Тем более что мясо этой птицы несъедобно. Это полотно про memento mori. Фламандский натюрморт никогда не изображает предметы ради них самих, это всегда символы, аллегории, моральный урок. "Мы видим даму, которая находится рядом с мальчиком, а возле мальчика стоит корзиночка, в которой присутствуют пряники, сладости, детские башмачки и розги. Кнут и пряник, розги и сладости – подарок, который мальчик получает в назидательных, воспитательных целях", – рассказывает куратор выставки, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Вадим Садков.

Франс Снейдерс – один из самых известных натюрмортистов своего столетия. Благодаря его стараниям до этого камерный жанр обрел свой золотой век. Снейдерс был сыном владельца крупной таверны города, известной многодневными пирами, за которыми он с детства наблюдал. Говоря о творческом пути художника нельзя не упомянуть и картину "Статуя Цереры". Ботаническая часть – кисть Снейдерса, остальное – Рубенс. Фламандская школа живописи это всегда целое производство. "В условиях жесткой рыночной конкуренции каждый художник стремился делать то, что умел делать лучше или, во всяком случае, не хуже других, в чём он был конкурентоспособен. Поэтому мастера натюрморта приглашали специалистов по фигурному жанру и наоборот", – делится уратор выставки, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Вадим Садков.

Пауль де Вос, Адриан ван Утрехт, Адриан де Грейф, Ян Фейт – многоголосие фламандского натюрморта. Выставка отражает разные этапы развития этого жанра. Еще одна важная тема экспозиции – история коллекционирования фламандской живописи в России, которой три сотни лет. Помимо столичных и региональных музеев экспонаты предоставили два частных собрания. До сих пор эти произведения были мало известны широкой публике.