Полотно "Избиение младенцев" представят в Москве
Шедевр эпохи барокко, который никто не видел более 100 лет. Полотно итальянского мастера Луки Джордано "Избиение младенцев" вскоре представят на выставке в Пушкинском музее в Москве. А пока в Академии художеств в Петербурге идёт кропотливая реставрация. Екатерина Фисенко продолжит.
Вид картины все еще пугает. Спустя полтора года после начала реставрации кажется, что к работе только приступили, но лишь до тех пор, пока не увидишь, каким было "Избиение младенцев". Дело не только в многочисленных утратах, но и в самом холсте. В XVII веке таких больших не существовало. Лука Джордано для картины использовал пять кусков, швы выпирают и даже отбрасывают тень. Страшный библейский сюжет писался стремительно. "Фа престо" – так называли его современники. Он всегда работал быстро, был крайне популярен и Екатерина Вторая, когда формировала коллекцию Эрмитажа, выкупила полотно. Здесь видно буквально мешанину слоев, холстов. Такие же расслоения на всех краях. "Здесь мы видим вот такой вот авторский холстик, да. Под ним маленький кусочек видно, это дублировочный холст, на который наклеивается вещь через 100 лет своей жизни, а вот здесь вот мы видим уже новый холст. Он был наклеен уже нами для того, чтобы вещь растянуть, подготовить её к дальнейшей работе по реставрации", – делится реставратор масляной живописи Музея Академии художеств Ольга Харитонова.
Полотно никто не видел последнюе сотню лет. Из Эрмитажа оно попало в гатчинский дворец, после революции было накатано на вал. Потом поступило в академию художеств, но для реставрации не было возможности. 70 лет назад его только законсервировали. На этих кадрах – сложнейшая, тончайшая работа, освобождение картины от слоев папиросной бумаги. Кажется, ей очень больно, но вот сейчас, после расчистки, снятия слоев лака, копоти, уже можно предположить, как она будет выглядеть после. "Лак прожух, говоря нашим языком. То есть потерял свою прозрачность. Ну вот сейчас я могу показать, как, в принципе, вещь будет выглядеть под лаком. Вот так. Видите, как проявляется весь колорит, глубина, плавно начинают играть краски", – показывает реставратор масляной живописи Музея Академии художеств Павел Александров.
Нюансы тоже проявляются. И если раньше пугал вид картины, то теперь все же сюжет. "В процессе реставрации у нас случилось приятное событие. Полностью под лаком и многочисленными слоями копоти, грязи и разложением самого этого лака мы нашли трогательное изображение слезы", – говорит реставратор масляной живописи Музея Академии художеств Ольга Харитонова.
Работы еще много, а картина будет переложена на новый дублируюший слой, покрыта лаком, утраты будут тонироваться, но в 25 году её ждут на выставке в Государственном музее имени Пушкина. Шедевр, который более 100 лет не видел никто кроме специалистов, представят публике.