Третьяковская галерея представляет документальный фильм, посвященный реставрации "Половецкого стана"

10 октября 2024 16:28
Эскиз был создан Николаем Рерихом для "Русских балетов" Сергея Дягилева.

"Рерих. Искусство возрождать". Третьяковская галерея представляет документальный фильм, посвященный реставрации театрального занавеса "Половецкий стан". Эскиз был создан Николаем Рерихом для "Русских балетов" Сергея Дягилева. Как вековое полотно приводили в экспозиционный вид – расскажет Алия Шарифуллина.

На премьере все те, кто искусству возрождать искусство посвятили много лет – реставраторы, художники, музейные хранители. Специалисты Третьяковской галереи несколько месяцев спасали "Половецкий стан" – уникальный театральный занавес по эскизу Николая Рериха. Процесс сложной реставрации теперь можно увидеть на больших экранах. "Это был утилитарный предмет, который множество раз использовался, то есть этот занавес накатывался, раскатывался, перевозился из страны в страну, приспосабливался под разные сцены. Кончено, перед нами предстало абсолютно руинированное произведение. Наибольший прорыв, который мы имели, был длиной в 13 метров", – говорит сотрудник отдела научной реставрации масляной станковой живописи XVIII – начала XX вв. Александра Орловская.

"Половецкий стан" – это декорации тех самых "Половецких плясок", с которых в 1909 году начался триумф "Русских сезонов" Дягилева. Покорив Париж, балет отправился в турне в рамках гастролей антрепризы. По скромным подсчетам, занавес Рериха выдержал более 2000 представлений. Неудивительно, что после столь бурной сценической жизни и путешествий по миру "Половецкий стан" пришел в аварийное состояние. "Эта задача и эта цель, направленная на сохранение культурного наследия, на возвращение в культурный оборот, в музейное пространство этого занавеса, была одним из важных аргументов при принятии решения о приобретении", – признается главный хранитель музейных предметов Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Одним из главных вызов для реставраторов стал размер полотна – 230 квадратных метров было просто негде разложить. Когда шли переговоры о покупке занавеса для Третьяковской галереи, владельцам, чтобы показать товар лицом, пришлось арендовать большой спортивный зал. После транспортировки в Москву полотно раскатали в зале Врубеля – самом большом пространстве в здании в Лаврушинском переулке, но и там оно не уместилось целиком. Для работы с занавесом реставраторы с нуля придумали инженерную конструкцию, аналогов которой в мире нет. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась сложенной и накатанной на вал. Для восполнения многочисленных прорывов реставраторы использовали домотканое полотно XIX века изо льна и конопли, идентичное авторскому по составу и плетению. Наиболее ветхие участки дублировали на тончайший прочный шелк. Этот процесс похож на собирание пазла из ветхой руинированной ткани. "На полотне мы увидели огромное количество всяких заплат, пришитых вручную, пришитых машинкой, подклеенных. Сам занавес состоит из 13 больших кусков, причем эти ткани все разного состава и материала", – делится сотрудник отдела научной реставрации масляной станковой живописи XVIII – начала XX вв. Александра Орловская.

Первый этап работ, укрепление холста, реставраторы завершили к открытию выставки Николая Рериха в Третьяковской галереи в 2023 году. Сейчас занавес находится в депозитарии и в скором времени специалисты приступят к работе с поверхностью красочного слоя. Главная задача реставраторов – привести его в экспозиционный вид. И тогда уникальное произведение Рериха выдержит еще ни одни гастроли.