Выставка рисунка XX века из собрания Русского музея – в Петербурге
Три составляющие академического рисунка дали название новой выставке в Русском музее. В экспозиции представлены лучшие работы отечественных мастеров графики XX века. Как художники используют линию, штрих и пятно – узнала Екатерина Грициенко.
Рисунок – лучшая проверка художника на мастерство, талант и честность. Это душевная беседа, без преград и надуманных сложностей. Просты, но только на первый взгляд, и инструменты рисовальщика. Один из них – линия, которой, говорят искусствоведы, в природе и вовсе нет. В проволочных рисунках Татьяны Шишмаревой – целая галерея портретов. С моделями она была строга и прямолинейна. Усаживала в привычную для них позу, не развлекала, но вела открытый разговор. "И поэтому эти портреты обладают какой-то спокойной силой, они очень естественны. Не простые, конечно, потому что это люди были очень сложные, но они открывались и художнику, и зрителю какими-то лучшими достойными сторонами", – рассказала куратор выставки Наталья Козырева.
В отличие от чистых линий, пятен в природе предостаточно. А потому с их помощью мастер делает мир на рисунке более реальным. Павловский пейзаж Владимира Конашевича будто немного размыт. Только черно-белые оттенки, только тушь, кисть и бумага. Третий инструмент в руках рисовальщика – это штрих. Его энергия может многое. Например, передать полумрак деревенской избы, загадку завешанных окон, игру теней и мистическую неподвижность икон. А вот в окне – силуэт человека. Возможно, отражение самого художника.
А в эту комнату, напротив, свет так и льется из-за стекол. Внутри тепло и спокойно, снаружи – снег, солнце и бесконечный простор. Георгий Ковенчук нарисовал полированный стол, кресло, южно-сахалинские пейзажи, будто ничего не рисуя. Белое пространство обрело разные формы, определило композицию. Один из главных героев выставки – это белый лист бумаги. Он может быть небом и землей, снегом или озером. Именно бумага служит основой мира, который возникает на рисунке.
Линия, штрих, пятно. На рисунке, как и в жизни, всё просто и ясно. Нельзя исправить, будто и вовсе не было. Но можно начать с чистого листа. "И плохие рисунки не остаются. Они не значат для нас с вами. Нам нужны хорошие рисунки", – поделилась Наталья Козырева.