Театр на Таганке выпускает премьеру
Театр на Таганке выпускает премьеру. Свою версию "Пиковой дамы" представляет Денис Азаров. Режиссер предлагает по-новому прочитать пушкинскую драму. О результатах этого сценического эксперимента – Яна Музыка.
Холодные белые стены, стерильное казенное пространство. Всё это напоминает больничную столовую. В такой неуютной атмосфере происходят события пушкинского сюжета. Режиссёр Денис Азаров считает "Пиковую даму" пространством для фантасмагории. Так что создатели спектакля сочинили новый оригинальный текст. В нем оживают такие персонажи как Тройка, Семёрка и Туз – три маленьких чёртика. Драматург Ольга Никифорова написала пьесу по мотивам пушкинской повести. Режиссёр сделал спектакль по мотивам инсценировки. Этюдный метод, импровизации, аллюзии. И поэзия Александра Сергеевича, которая звучит под электро-рок.
Денис Азаров уже ставил "Пиковую даму" – это было шесть лет назад в Хорватии, в маленьком театре Дубровника. И режиссер хотел обратиться к этому тексту снова. Считает эта произведение Пушкина сильно отличается от всех других его сочинений. В нем есть психопатичность, которая обычно не свойственна героям Александра Сергеевича. "Там есть сюжет: главный герой сходит с ума. И сходит с ума постепенно. Из нормального человека он вдруг приходит к решению залезть к старой женщине ночью в спальню, чтобы узнать у неё три карты, которые дадут ему выигрыш. Вам не кажется, что это уже какая-то проблема? В принципе у человека с головой. Это история про сумасшествие, конечно, прежде всего", – рассказал режиссёр Денис Азаров.
Чтобы сегодняшнему зрителю стало понятнее, что было на кону у пушкинских персонажей и почему в XIX веке из-за карточных долгов стрелялись, суммы, названные в повести пересчитали по нынешнему курсу. "Суммы гигантские, это около 150 миллионов рублей, которые человек в одночасье проиграл, не очень осознавая этого пути, как он пришел к этой точке, моменту проигрыша. Он как-то шёл, его нечто вело, какие-то сомнения, поиск. И вдруг он оказался и остался ни с чем. И это в секунду произошло", – говорит актёр Александр Зарядин.
Постоянное переключение из одной эпохи в другую. Жонглирование цитатами из классических текстов. Метафора, психологизм, мистицизм. И ирония. "Существование здесь где-то в чем-то гротескное. Хотя, всё-таки, я иду по школе, по системе Станиславского. И гротеск, он тоже идет с абсолютным психологизмом и реализмом. Стараюсь, по крайней мере", – поделилась директор Театра на Таганке, заслуженная артистка России Ирина Апексимова.
Создатели постановки исследуют как же так вышло, что хороший парень, для которого формулой жизни были "расчет, умеренность и трудолюбие" помешался на сумасбродной идее. Одна из версий такова: если отрицать свои желания и долго держать внутри – однажды это обязательно взорвется.