Работает по японской технологии. «Вести» познакомились с мастером-керамистом Мариной Акиловой и ее необычными скульптурами

11 октября 2024 11:52
Огромную печь в форме кита для обжига керамики построила в своей деревне керамист Марина Акилова. Печь устроена по старинной японской технологии. Художница, филолог по образованию, участвует в крупных российских и международных выставках. На ее мастер-классы в Палкинский район приезжают керамисты со всей России. Интервью с Мариной Акиловой записала Марина Михайлова.

Марина Михайлова, корреспондент: Мы находимся в чистом поле возле деревни Синицы. И вот это вот арт-объекты. Парковая скульптура. Одна, вторая, третья. Их здесь много, и рядом со мной автор, создатель этой парковой скульптуры, керамист Марина Акилова. Здравствуйте, Марина. Мы можем узнать, как создаются такие штуки, как построить по японской технологии печь и вообще, как получилось, что уроженка Нижнего Новгорода Марина Акилова оказалась постоянным жителем Псковской земли?

Марина Акилова, художник-керамист: Я здесь занимаюсь уже несколько лет дровяными обжигами керамики в большой печи. Здесь для меня работает этот простор, это спокойствие, которые дарит Псковская область и эта территория земли, на которой я могу действовать так, как захочу. И это помогло мне работать с такими большими объемами. В керамике это самое сложное – большие объемы, потому что самое дорогостоящее в керамике – это обжиг, и обычно в современном мире это электрический обжиг. И чем больше электрическая печь, тем больше она стоит, и это огромные траты. То есть художнику самому тяжело очень делать большие, крупные работы из керамики, потом обжигать их и даже дальше работать, потому что они очень тяжелые.

И здесь я с помощью дровяной печи, которую мы строим из кирпичей, обжигаем ее дровами, я решаю как раз эту проблему, что я хочу работать с крупными формами и обжигать их на доступном мне уровне материальном. И я много лет исследовала разные типы дровяных печей и пришла к этому типу. Печь моя называется анагама, это с японского языка переводится как однокамерная печь, и технологически это называется печь прямого огня. Теоретически пламя расположено впереди, дальше стоит без перегородки керамика, и дальше расположена труба. И посредством тяги обычной пламя летит сквозь керамику и вылетает в трубу.

Марина Михайлова, корреспондент: Что дает работа с такой печью? Это связано только с объемами, которые вы можете обжигать или это связано еще с какими тайными явлениями, которыми позволяет управлять эта система?

Марина Акилова, художник-керамист: Здесь мы работаем со стихиями. Стихия огня, стихия плавления веществ в огне – она дает нам эту поверхность камней, такую природную. Так как меня всегда интересовали природные поверхности, которые мы видим в нашей обычной жизни, и мне всегда хотелось усилить восприятие людей, направить на то, что красота нас уже окружает. Она везде есть – красота этого мира. И мне нравится повторить, казалось бы, неповторимое – эту естественную поверхность, как будто бы эти предметы появились сами, из земли, где-то в скалах, в горах.

Мне нравится использовать местные материалы, и я могу прямо рядом с домом выкопать глины и размесить. Она не очень для этих температур подходит как материал для лепки, но зато я могу эту глину превратить в глазурь. И вот, например, эта штука просто покрашена местной глиной, которая выкопана из земли, и чудесным образом в этом обжиге она становится глазурью, она начинает блестеть, она приобретает какие-то странные оттенки благодаря печи.

И мы получаем камень, который не очень понятен с первого взгляда, но когда человек созерцает природу, искусство, получается, что эта скульптура классно вписывается в жизнь современного человека.

Марина Михайлова, корреспондент: Спасибо огромное, вам успехов!

Вести-Псков