Фестиваль актуального российского кино "Маяк" завершился в Геленджике

11 октября 2024 19:43
Отмечены лучшие конкурсные работы, названы имена победителей.

Фестиваль актуального российского кино "Маяк" завершился в Геленджике. Отмечены лучшие конкурсные работы, названы имена победителей. Какие фильмы высветил "Маяк"? – в репортаже Станислава Анисимова.

Современный кинематограф, ориентиры и перспективы развития индустрии. Фестиваль "Маяк" проходит только второй год, но тем не менее, уже четко формулирует и принципы отбора фильмов, и свой формат. Церемония закрытия здесь тоже лаконичная: строгое объявление победителей в сочетании с непосредственным общением членов жюри и ведущей. Кажется, что в этом и кроется то, что отличает этот смотр от других: сконцентрированность на актуальном российском кино, сугубо профессиональные взаимоотношения. "Пожалуй, самое главное – эти фильмы подсвечены "Маяком" таким образом, чтобы о них узнали наибольшее число зрителей", – отметил программный директор фестиваля Стас Тыркин.

Павел Лунгин, режиссёр, народный артист России: "Он чистый, потому что в нем нет представителей кланов и мафий кино. Мафия, я говорю, конечно, в кавычках, но всегда создаются. Он маленький, потому что в нем нет зрителей, в нем только профессиональны оценки. И это то, что называется по гамбургскому счету".

Особого упоминания жюри конкурса заслужила Рената Джало и её фильм "На этой земле". Лучшей короткометражной работой стала лента "Хребет". Это так называемое кино морального беспокойства. В коротком метре призы помогала вручать такса ведущей вечера Евгении Миловой по кличке Федора. Она же из партера следила за раздачей остальных призов. "Абсолютно волшебный фестиваль. Очень интересные картины. И столько мы жизней прожили вместе с героями. Это может подарить только киноискусство", – подчеркнул кинооператор, член жюри фестиваля Алишер Хамидходжаев.

Любопытно, но "Маяк" подсветил и определенную тему в российском современном кинематографе – это внимание к теме семьи. Её авторы смотра раскрывают с разной степенью резкости и радикальности.

Приз в номинации лучший дебют получила Зака Абдрахманова за ленту "Папа умер в субботу". История обрусевшей казашки, которая приезжает в родной поселок на похороны отца и узнает, что покойник, казавшийся ей чудовищем, для новой семьи был совсем другим человеком. "Мне просто хотелось бы, чтобы зритель, посмотрев кино, вынесли мысль: родители, пожалуйста, любите своих детей, чтобы они выросли счастливыми людьми", – призналась режиссёр Зака Абдрахманова.

Гран-при фестиваля оказался весьма предсказуемым. Его присудили ленте Владимира Мункуева и Максима Арбугаева "Кончится лето". Два брата в бегах: похищенное золото, смерть отца, поиск лучика надежды на нормальную жизнь. "Я взял начало с документальной истории, рассказал эту историю Володе и это стало точкой отправления: поразмыслить как будут дальше происходить события братьев", – поделился режиссёр Максим Арбугаев.

Об этих фильмах будут говорить и писать в ближайшее время. Ведь они – самые яркие представители актуального российского кинематографа, попавшие в поле зрения организаторов фестиваля "Маяк" и членов жюри этого смотра.