В Петербурге завершается реставрация консерватории Римского-Корсакова

12 октября 2024 19:39
Зданию вернули исторический облик.

Реставрация консерватории Римского-Корсакова в Петербурге завершается на год раньше. В здании полностью обновили устройство инженерных систем, фасады, подходит к концу внутренняя отделка помещений. Специалистам удалось вернуть зданию исторический облик. Первые концерты планируют провести до конца этого года. Подробнее Дмитрий Пищухин.

Этими классическими видами парадного Петербурга вдохновлялись выдающиеся российские композиторы. На крыше консерватории хорошо заметна главная конструктивная особенность обновленного здания, которая добавила ему еще большего изящества. Технологически самая сложная часть реконструкции – прозрачные купола над внутренними дворами здания. Конструкции из стекла и авиационного алюминия относительно легкие – вес каждой почти восемь тонн. Но, главное, за счет них полезная площадь консерватории увеличится почти на 700 квадратных метров. Уже скоро здесь появится одна из лучших в Европе площадок, оснащенная технологиями переменной акустики, а пока в консерватории Римского-Корсакова звучит музыка стройки.

Самое масштабное преображение ждет Большой зал имени Антона Рубинштейна. Реставраторы вернут интерьерам утраченную в советские годы стилистику эпохи Возрождения. Кроме того, зал изменит форму с прямоугольной на подковообразную – так задумывал еще архитектор Владимир Николя. "Это было сделано для того, чтобы в каждой точке зала можно было слушать как классическую музыку, так и музыку с электроусилением или выступления ораторов", – пояснил представитель компании-подрядчика Сергей Рыбак.

Для лучшего звучания в стены Большого зала вмонтированы сотни микрофонов и колонок, в оркестровой яме появится акустическая раковина, а сама сцена сможет передвигаться в трех плоскостях. "Здесь будет оркестровая яма, которая будет работать в трех высотных отметках. Это уровень непосредственно внизу, дальше уровень расширенного планшета и уровень расширенной авансцены. То есть на самом верхнем уровне будет увеличенная сцена", – рассказал главный инженер проекта Алексей Самохин.

После капремонта в середине 60-х убранство консерватории мало отличалось от интерьеров большинства Домов культуры. Сегодня стенам вернули исторический оливковый цвет, на потолке обновили лепнину, на полу появилась классическая метлахская плитка. Самое сильное впечатление производит пространство отреставрированной церкви. В период богоборчества лики святых были содраны или закрашены, а само помещение разделено на два этажа. Сегодня на стены и потолок вернулась роспись, а в окнах появились витражи.

Реставрации предшествовала большая научная работа: в архивах изучали эскизы, графические наброски и редкие фотографии росписей. Так, например, открылись работы Рябушкина и Беляева – художников, которые делали эскизы для мозаик Спаса-на-Крови. "Когда мы приступили к работам, вся живопись на стенах была закрашена – вплоть до 14 слоев закрасок, шпаклевок от промежуточных ремонтов", – поделился художник-реставратор Павел Беляев.

Масштабная реставрация консерватории завершается на год раньше срока. Первые концерты в обновленных интерьерах должны состояться уже до конца этого года.