Редкоисполняемые сочинения Сергея Танеева и Валерия Гаврилина прозвучали в "Зарядье"
Редкоисполняемые сочинения Сергея Танеева и Валерия Гаврилина прозвучали в зале "Зарядье" в исполнении Национального филармонического оркестра России. Солировал – Даниил Коган. Репортаж Дженнет Арльт.
Концертная сюита для скрипки с оркестром Сергея Танеева не часто исполняют на музыкальной сцене. Сочинение – пятичастное, длительностью больше 50 минут – настоящее испытание. После репетиции скрипач Даниил Коган последним уходит со сцены. "У Сергея Ивановича непростой музыкальный язык. Для многих зрителей, я думаю, он несколько сложен, потому что очень много фактур, тематизмов, полифонии", – отметил худрук и гл. дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра Иван Никифорчин.
Сергея Танеева современники называли русским Бахом, а также "совестью музыкальной Москвы". Ученик Чайковского, принявший после своего учителя пост директора Московской консерватории и воспитавший множество своих блестящих учеников (среди них Рахманинов, Скрябин, Метнер, Глиэр), музыку писал с точки зрения своих коллег несколько устаревшую. В его концертной сюите – сплав немецкого барокко, французского классицизма, русской романтической музыки. "Если сравнивать со Скрябиным, эта музыка действительно кажется немного архаичной по своим идеям и какой-то традиционности, по строгости письма, по правильности, но если мы абстрагируемся от времени и смотрим на это с позиции вечности, то это музыка высшей категории", – подчеркнул скрипач Даниил Коган.
Второе отделение отдано сюите Валерия Гаврилина "Дом у дороги". Основой стала музыка из одноимённого балета, написанного по мотивам поэзии Александра Твардовского и посвящённого людям, испытавшим горе и тяготы Великой отечественной войны. "Он не очень принимал авангард, не хотел двигаться в эту стезю. Его занимало то, что в 80-90-е было непопулярно – судьба народа, с которым он чувствовал очень глубокую сердечную связь", – поделился музыкальный критик Денис Великжанин.
"Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта" – говорил композитор, родившийся в 1939 году. Их боль чувствуется в сюите, даже без визуальных образов и слов