О собрании афиш XX века ливанского коллекционера Абу Жауда
Мир кино через искусство плаката. Собрание афиш XX века ливанского коллекционера Абу Жауда – своеобразная капсула времени, где хранится память о великих актёрах прошлого, ради которых в кинотеатры приходили сотни зрителей. Алия Шарифуллина продолжит.
Сердцеед Омар Шариф, "Золушка египетского кино" Суад Хосни и десятки их коллег теперь живут в магазине винтажных плакатов Абу Жауда. Подростком он собирал билеты в кино, фотографии актёров из любимых зарубежных фильмов и – афиши. Иногда даже срывал их со стен сразу после развески, прежде чем высохнет клей. Сегодня в его коллекции – более 20 тысяч предметов. Большая часть – из Золотого века арабского кинематографа – периода с 40-е по 60-е годы XX века. "Когда я увлекся собиранием плакатов, я обнаружил, что афиши к арабским фильмам были гораздо богаче западных образцов. Заинтересовавшись, я начал смотреть те картины, которые они рекламировали. И только во взрослом возрасте впервые погрузился в историю арабского кинематографа", – рассказал коллекционер Абу Жауд.
Искусство плаката пришло в арабоязычные страны Африки в 30-е годы – с зарождением национального кинематографа в Египте. Художники делали наброски от руки – затем детали изображения вырезали на цинковых досках. Каждый цвет печатали по отдельности – приходилось ждать, пока просохнет предыдущий слой, поэтому весь процесс занимал полтора месяца. Когда Абу Жауд занялся издательским делом, он смог с профессиональной точки зрения оценить колоссальную работу мастеров плаката. "Это утраченное народное искусство. Оно исчезло, когда начала бурно развиваться техника. Но раньше не было трейлеров или рекламных роликов – только подобными афишами привлекали внимание зрителя и мы шли смотреть кино", – пояснил Абу Жауд.
Расцвет кинематографа в Ливане начался после обретения независимости от Франции. Экономический бум сделал Бейрут финансовым центром региона, в стране сложилась лучшая техническая база для кинопроизводства. Так местная индустрия заняла центральное место в арабоязычном мире наравне с египетской. Кинематографисты двух стран обменивались опытом, вместе снимали кино. "Я посмотрел четыре, может даже пять тысяч фильмов. Сюжет каждого не вспомню, но помню практически каждую афишу, висевшую в холле кинотеатра. Это я хотел бы сохранить для будущих поколений. Поэтому мы открыли это место – чтобы показать людям наш мир кино", – признался коллекционер.
Теперь собрание Абу Жауда стало ассортиментом его магазина – заняться продажами афиш вынудили финансовые трудности, связанные с экономическим кризисом в Ливане. Недостатка в покупателях нет – интерес к забытому искусству проявляет молодое поколение. А еще, увлечение, которое стало делом жизни, вдохновило коллекционера написать книгу об истории ливанского кинематографа.